Ипохондрический синдром – это болезненная сосредоточенность внимания на своем здоровье со склонностью приписывать себе заболевания по незначительному поводу. При этом легко возникают различные тягостные ощущения в тех или иных частях тела (сене- стопатии).
Античные врачи связывали это состояние с областью подреберья (ипохондрия), отсюда и произошло название. В начале XIX века французские психиатры пришли к выводу о том, что Ипохондрический синдром— это не болезнь внутренних органов, а особое психическое заболевание. Лишь с начала XX века ипохондрию стали считать синдромом, встречающимся при различных заболеваниях. Отечественные авторы вполне обоснованно рассматривали его при неврозах в рамках неврастении, истерии или невроза навязчивых состояний, не признавая нозологической самостоятельности ипохондрического синдром. Англо-американские и некоторые немецкие авторы признают существование ипохондрического невроза в качестве самостоятельной единицы.
Для ипохондрического синдром характерно доминирование в клинической картине реактивно возникших тревожных опасений по поводу своего здоровья при отсутствии для этого достаточных оснований. Такие опасения чаще всего возникают у лиц тревожно-мнительных или астеничных, отличавшихся повышенным беспокойством за свое здоровье (ипохондрическая акцентуация характера или ипохондрическая форма психопатии, по Е. КаЬп, 1928). Воспитание, при котором ребенку прививается чрезмерная забота о здоровье, может способствовать возникновению болезни.
Так, ипохондрический синдром возник у инженера Ж., 34 лет, по характеру мнительного, очень добросовестного, педантичного. Родители его всегда обращали большое внимание на здоровье мальчика. При малейшем недомогании высказывали по этому поводу массу опасений. Сам он также стал фиксировать внимание на своем здоровье. После прочтения статьи о раке легких стал опасаться этого заболевания. Мысли о нем возникали, если он начинал покашливать. После перенесенного гриппа и длительных служебных неприятностей стал астеничным, быстроутомляемым. Нарушился сон. Фиксировал внимание на своем состоянии здоровья, почувствовал неприятные ощущения в разных частях тела. Склонен был истолковывать их как признаки какого-то тяжелого заболевания. Под влиянием разубеждения мысли о болезни временно исчезали, но вновь возникали по малейшему поводу. Невроз возник у тревожно- мнительной личности с ипохондрической акцентуацией характера.
Поводом для появления ипохондрических идей могут стать рассказ о чьей-либо болезни или смерти, незначительное соматическое заболевание, перенесенное больным, или возникшие у него вегетативные нарушения (тахикардия, потливость, чувство слабости) после, например, алкогольной интоксикации, неумеренного употребления кофе или чая, перегревания, а также сексуального эксцесса. Тревога у некоторых эмотивно-лабильных личностей может вызывать такие компоненты эмоции страха, как сердцебиение, стеснение в груди, сухость во рту, тошнота, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта. Последние в свою очередь могут явиться поводом для ипохондрической переработки.
Весьма характерны для ипохондрического невроза психогенно обусловленные болевые или сенестопатические ощущения. Существуют лица, у которых такие ощущения, порой яркие, могут возникать под влиянием представлений. Эти люди реально испытывают боль или необычные ощущения (мурашки, покалывание, жжение в той или иной части тела. Когда им говорят, что у них «все нормально» и они здоровы и внушили себе эти ощущения, они недоумевают или считают, что врач не распознал их болезни. В основе такой способности к ярким ощущениям, видимо, лежат конституциональные особенности нервной системы. Способность эта может возникнуть и под влиянием длительных занятий аутогенной тренировкой.
Одной из причин ипохондрического синдром у женщин является половая дисгармония (дисгамия).
В качестве примера ипохондрического невроза психотерапевт описывает больную, постоянно испытывающую боль в той части тела, которая в данный момент функционировала. Так, если больная ходила — боль возникала в ногах, если читала — в глазах, если вспоминала что-либо — в голове. Боли носили психогенный характер. Демонстративного поведения не отмечалось. К «сенсоипохондрическому неврозу» он относит также стойкую канцерофобию, возникшую у больного 52 лет после смерти двух родственников от рака желудка. Имелась боль в подреберье психогенного генеза на том месте, которое однажды подверглось сдавлению в автомобиле. Мы относим стойкие кардиофобии, канцерофобии, нозофобии не к ипохондрическому, а к фобическому неврозу (неврозу навязчивых состояний). Ипохондрии, в основе которых лежит «бегство в болезнь», механизм «условной приятности или желательности болезненного симптома»,— к истерии.
Когда человек узнает о наличии у него тяжелого неизлечимого заболевания, это порождает у него чувство тоски. Когда же возникает чувство тоски, физиогенно (эндогенно) вызванное, оно оживляет по механизму двусторонней проводимости условных связей представление о наличии тяжелого заболевания. Поэтому ипохондрические идеи столь же характерны для эндогенной депрессии, как и идеи виновности, самоуничижения. Отсюда при депрессии, как указывалось при рассмотрении фобий, часто возникают навязчивые страхи заболеть раком, сифилисом, инфарктом и т. д. На отграничении эндогенной депрессии от невротической мы остановились при рассмотрении последней. Здесь лишь заметим, что ипохондрические жалобы являются центральными, по разным авторам, у 13—30 % больных маниакально-депрессивным психозом. Это позволило Н. Зайез (1955) выделить в качестве особой подгруппы всего заболевания ипохондрическую депрессию. Больные при этой форме жалуются на боли или тягостные ощущения в области желудка, головы, груди, конечностей и др. частей тела, а также чувство слабости, усталости, иногда тревоги. Постепенно нарастает чувство безнадежности, появляются мысли о самоубийстве, которые больные могут скрывать. Пониженное настроение трактуют как психологически понятную реакцию на якобы имеющееся тяжелое заболевание либо на наступившее падение работоспособности, невозможность усвоения нового материала. В действительности же пониженное настроение порождает у них ипохондрические представления, они являются его следствием, как это характерно для неврозов. Оно первично, невыводимо из других переживаний. Длительность эндогенных ипохондрических депрессий у наших больных колебалась от б мес до 3 лет. У некоторых больных в прошлом отмечались депрессивные фазы.
Особенно трудны для диагностики так называемые маскированные, эндогенные депрессии. К их числу А. К. Ануфриев (1978) относит ипохондрическую депрессию. Описанию их клиники в последние годы посвящено свыше ста работ. Больные обычно жалуются лишь на легкую угнетенность или невозможность радоваться, как прежде, становятся менее решительными, активными, энергичными, иногда «нервными», тревожными. Пониженное настроение ими часто не осознается, отрицается. Обилие соматических жалоб обычно не укладывается в проявление какого-либо определенного соматического заболевания, создавая впечатление невроза. Депрессивные фазы могут протекать в виде соматических эквивалентов — периодических нарушений обмена веществ, полового влечения (периодическая импотенция, по А. М. Свядощу, 1974), головной боли, нарушений сна, ночного энуреза, экземы, симптомов «сердечно-сосудис¬того невроза», радикулита, астматических приступов и т. п. Больные нередко длительно лечатся у терапевтов, хирургов, гинекологов, обследуются в соматических стационарах, даже подвергаются хирургическим операциям. Между тем положительные результаты дает лечение антидепрессантами, в случае тревоги — в сочетании с транквилизаторами.