Get Adobe Flash player

Бабушка Бефана — итальянская ведьма и ее подарки

А вы знаете, что добрую бабушку с любовью к полетам в плохую погоду зовут Бефаной?

Италии про Бефану рассказывают истории, напоминающие о Дедушке Морозе, например, Википедия дает такую версию : Итал. Befana (Befania) — мифологический персонаж (у итальянцев), бродящий по земле с 1 по 6 января в облике старухи (иногда молодой женщины). Бефану некоторые считают злой ведьмой и изображают в виде тряпичной куклы, которую принято возить на тележке и сжигать на главной площади. Более распространено представление о Бефане как о добром существе, приносящем подарки детям, проникая в дом через дымоход. Дети заранее развешивают перед камином носки для подарков. Подарки достаются только добрым детям, плохим Бефана кладёт в носки золу. Существует также поверье, что если в доме хороший хозяин, Бефана не только подарит подарки его детям, но и перед уходом подметёт пол. Существует обычай: в ночь с 5 на 6 января оставлять на камине небольшой бокал вина и блюдце с едой для Бефаны. Бефану изображают обычно в виде старушки, летящей на метле, одетой во всё чёрное и с мешком подарков и сладостей за спиной (чем она напоминает Деда Мороза).

В самой Италии расскажут о том, почему, собственно Бефана разносит подарки, но это тоже христианизованная версия :Бефана, итальянская колдунья (то есть стрега ), появляется на земле во время рождественских праздников в образе бабушки (ясно, что это одна из ипостасей Триединой Богини, мудрая Старуха, Геката и т.д.). Как-то собирая хворост в лесу, Бефана встретила волхвов, которые позвали ее в Вифлеем поклонится Младенцу Иисусу.Но Бефана (прямая, как Матушка Ветравоск :)-D.W.)сказала, что сначала соберет хворост, а там видно будет. Когда она наконец отправилась за волхвами, то не нашла их следов.Ужасно расстроившись (с чего бы это ? -D.W.), Бефана поклялась ежегодно на Рождество одаривать детей игрушеками. Она опускает подарки в дымоход. Еще одна версия говорит о том, что итальянский персонаж Фея Бефана разносит детям всевозможные сладости 6 января — в праздник Епифании. Таким образом, маленьким итальянцам везет дважды: в рождественскую ночь они получают подарки от Баббо Натале (итальянского деда Мороза), а в праздник Епифании — сладости от Бефаны . По древней легенде, в Италию она попала случайно, но здесь ей так понравилось, что она поселилась навсегда. Родом из Вифлеема ( !!! — D.W.), Бефана якобы встретила на своем пути Волхвов, спешивших с подарками к новорожденному Иисусу. Она захотела отправиться с ними, но получила отказ. Вместо этого ей было предложено пойти по свету и одаривать подарками всех послушных и благоразумных ребятишек. С тех пор Бефана и «осела» в Италии.Более 30 лет самое широкое празднование проходит в небольшом городке Урбания. Там праздник продлится с 2 по 6 января. Пять дней музыки, ярмарки, уличных представлений, а также бесстрашная поездка Бефаны на деревянной повозке Ее внешний облик напоминает российскую Бабу Ягу — нос крючком, большие, выступающие вперед зубы; одета Бефана в остроконечную шляпу, длинный плащ и дырявые шерстяные чулки. На спине она носит мешочек с шоколадом и угольками. Перемещается она с крыши на крышу прыжками, на лошади или метле. По легенде, она одаривает тех детей, которые хорошо себя вели в течение года сладостями, орехами, каштанами и медом, тем же, кто был непослушен, она приносит уголь, луковицы и чеснок. Однако есть исследования авторов, изучающих итальянские традиции ведовства о том, что ведьма Бефания не была изначально столь плоским и ординарным персонажем.Все эти различные интерпретации говорят о том, что Бефана была достаточно значимой фигурой в местных языческих традициях, настолько живучим, несмотря на усилия церкви, что как это обычно происходило в подобной ситуации — легче было христианизировать (чуть не написала «канонизировать» :)-D.W.) ее образ, чем вытравить ее окончательно из народного сознания. В книге итальянских авторов Клаудии и Луиджи Манчиоккьо «Дом без дверей», посвященной легендам о Бефане, прослеживаются связи этого персонажа с архаическими сельскохозяйственными культами и культом предков. А на обложке, кстати — русская работа палехских мастеров на тему сказки о Василисе Прекрасной и Бабе-Яге. В книге показано, сквозь призму археологических и антропологических исследований, как следы архаических цивилизаций сохранились в традициях Средиземноморья, как менялась форма и символика таких мифических фигур, как Бефана.Некоторые образы, обнаруживаемые в древних сельскохозяйственных культах, были присоединены, наслаивались на образ Бефаны, когда старая вера разрушалась, а новый культ только начинал формироваться. Например, известно, что в древней неолитической культуре, представленной поселениями в Анатолии (Catal Huyuk)и других местах, относимых к Старой Европе по Гимбутас, в домах не существовало окон или дверей. Единственный вход находился в горизонтальной крыше дома, или , скорее, землянки.В землянку спускались по лесенке, которая в случае опасности убиралась внутрь. Бефана попадает внутрь домов через дымоход, как и многие духи по всему миру — духи индейцев Монтана в Северной Америке или дух-предок Ниту Натмат у племен Папуа в Меланезии — а так же как и все остальные персонажи,приносящие подарки на Рождество.Общим для Бефаны и родовых духов-предков есть то, что Бефана возвращается со своими подарками ежегодно.Таким образом, ее функцией является восстановление связей между родственниками-предками и детьми нынешнего поколения.

Бефания, сидящая среди подарков — Бартоломео Пинелли,1825. В мифической традиции Бефана прилетает на метле или, иногда, на осле. Это так же подтверждает ее связь со священными растениями и животными. Ветвь дерева (в данном случае сук, метловище) всегда являлась домом для духа предка — вспомним, как переносят в новый дом Домового : на веничке, как на веточке. Домовой у славян ведь тоже считался духом рода. В канун праздника Бефаны принято сжигать ее чучело (как у нас Масленицу -D.W.), но не с целью экзорцизма негативной энергии, а что бы помочь духам предков вознестись из могил с помощью животворящей силы пламени.

Бефана, раздающая подарки — Бартоломео Пинелли, 1825. Христанские праздненства Епифании 5-6 января включают так же очищающие обряды и благословление воды ( у нас это происходит чуть позже, на Крещение — D.W.).Вода, собранная в канун Епифании считается святой, освященной, которая защищает от вмешательства злых сил и используется в критические моменты жизни семьи. Кроме того, 6 января сам по себе считается магическим днем, поскольку это 12 день рождественских праздненств, если считать с 25 декабря. Так же прослеживается связь между дарами, которые приносили Волхвы, по исторической традиции считавшихся жрецами священного огня, и подарками Бефаны. Волхвы преподнесли три дара, символизирующих власть Христа над тремя царствами :земное золото, небесный фимиам или ладан, и мирру, смволизирующую потустороннее.Каждая из этих субстанций может быть соотнесена с одним из трех видов священного огня из индийских Вед или персидской Авесты.Священный огонь и дары -звенья цепи, связывающей фигуру Бефаны и Волхвов.