Астральное (тонкое) тело - по философским представлениям йоги и оккультизма люди составлены не только из физической формы материи, но и энергии нескольких психо духовных тонких тел, наподобие матрешек, каждая из которых имеет свое метафизическое значение. Такое представление было сформировано в древней индийской духовной культуре, а в конце девятнадцатого столетия распространилось через теософическое движение на запад.
Астральное тело - «тело магии страстей»; вторая из семи нефизических тел/оболочек человеческой сущности, принадлежащая астральному плану: тело чувств и эмоций, образов и желаний; с А.т. связано образное представление*; окраска А.т. зависит от эмоционального состояния человека; // А.т. может выделяться из физического тела в состоянии транса (самадхи) или сна; А.т. земной воплощенной сущности отделяется на 7–9-й день после прекращения жизнедеятельности физического тела и «уходит» в А.т. Земли.
«ОКТАГОН» эзотерическая энциклопедия)
(Sukshma sarira or Sukshma sharira) определяет тонкое тело как триаду из пранического, ментального тела и тела сознания (Пранамайа, Маномайа, Виджнянамайа). Вместе с причинным (каузальным) тонкое тело переходит из одной жизни в другую (реинкарнация).
В индийской философии Веданта тонкие тела называются кошами.
Пять кош:
Аннамайа-коша, оболочка формируемая за счёт пищи (тело);
Пранамайа-коша, оболочка праны, как жизненной силы;
Маномайа-коша, оболочка или"вместилище ума" (Манас);
Виджнянамайа-коша, оболочка интеллекта и чистого знания;
Анандамайа-коша, оболочка блаженства.
Cистемы йоги Индии (Тантра), Тибет ( Тантра), Китай (Даосизм, Дао, Инь и ян Фэншуй) дают описания тонкой анатомии в терминах энергетических каналов (Ида, Пингала, Сушумна, Нади, меридианы), которые передают энергию жизни прану (Ци) и имеют энергетические центры ( чакры). Эти невидимые каналы и чакры, определяют особенности функционирования видимой физической формы. Общее в этих духовных традициях — то, что особенности каждого уровня проявления определены в соответствии с особенностями более тонкого (высокого) уровня, форма которого определяется еще более тонким уровнем проявления. В конечном счете, все определяется на уровне бессмертного духа, ( Брахман).