Еще с языческих времен праздниками нечистой силы считали ночи накануне так называемых дней солнцестояния: с 22 на 23 июня и с 22 на 23 декабря. Эти торжества продолжались и после принятия христианства на Руси.
Как и в праздники, описанные выше, в эти ночи как бы истончается и без того непрочная граница между нашим и иным мирами: так души давно умерших людей получают возможность навестить своих живых родственников, а злые фейри - наслать безумие и тяжелые болезни.
После декабрьского солнцестояния день постепенно начинает увеличиваться. Очень важно было "согреть" самую длинную ночь в году и пробудить солнце ото сна - именно с такой целью люди жгли в эту ночь костры, согревая души умерших предков, прилетевшие на огонь.
Однако важнейшей для всякого рода нечисти была самая короткая ночь года - ночь накануне дня Ивана Купалы. На самом деле этот праздник в христианской Руси был посвящен святому Иоанну Крестителю, а имя Купала дошло до нас еще со времен язычества: древние славяне всерьез считали, что в самую короткую ночь солнце купается, готовясь к свадьбе с ясной рассветной зорькой.
После праздника Ивана Купалы ночи постепенно удлиняются, а дни незаметно становятся все короче. Разумеется, вся нечистая сила, очень любящая темноту, бурно радуется такому повороту событий. В давние времена люди верили, что бесы и черти стараются помешать солнышку встретиться с зарей, и пытались помочь ему: разжигали большие костры и бросали в воду горящие деревянные обручи, которые были символом солнца.
Считалось, что, если кто-нибудь решится прыгнуть через костер, все прошлогодние грехи смельчака тотчас же сгорят в очищающем пламени. В ночь Ивана Купалы обязательно следует искупаться в реке или озере: вода, как и огонь, очищает душу человека от прошлогодних прегрешений.
Иногда в эту ночь посреди большой лесной поляны сжигали страшное чучело, сделанное из пучков старой соломы и одетое в длинную белую рубашку. Его именовали Марой или Колядой. Сам процесс сожжения был обставлен очень торжественно и пышно. Мара-Коляда была символом смерти, и ее уничтожение означало вечное торжество жизни.
В ночь Ивана Купалы чары старых деревенских колдунов получаются особенно удачными и крепкими: нечистая сила проявляет в это время наибольшую активность и охотно помогает своим друзьям.
Многие люди до сих пор в эту ночь отправляются в лес и пытаются отыскать волшебный цветок папоротника, хотя наукой уже доказано, что папоротник просто не может зацвести, поскольку размножается не семенами, а спорами. Однако наука наукой, а в чудо все-таки очень хочется верить.