Даосизм в виде стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в III — IV веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в средние века. Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая. Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди. Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин».Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. Продолжателем данной традиции был Мо Цзы.
Основные категории даосизма
Дао (道) — буквально путь, в даосизме — бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле
Дэ (德) — буквально доблесть или мораль
У-вэй (無為) — буквально недеяние — понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать
Компоненты даосизма
Даосская философия
Книга Перемен, особенно почитаемая в конфуцианстве и даосизме
Китайская астрология,
Фэншуй,
Китайская медицина,
Даосское учение о бессмертии, внешняя алхимия, внутренняя алхимия
Даосская медитация,
Практика транса и общение с духами,
Даосский пантеон,
Мантика и гадания,
Сексуальная практика,
Дыхательная гимнастика и боевые искусства.
Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой движение народных масс, одиноких учёных и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались или всплывали новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма.
Даосизм в настоящее время
Даосизм прошёл долгий путь эволюции и в XX век вошёл древней традиционной китайской религией. После прихода в Китае к власти коммунистов в 1949 году даосизм подвергся значительному гонению. После реформ Дэн Сяопина в 1978 году положение стало улучшаться. За последние годы открылось большое количество даосских храмов и монастырей. В некоторой степени возрождение даосизма обязано росту популярности техники ци гун, которая непосредственно восходит к даосской внутренней алхимии. Даосизм в современном виде представляет из себя религию, с пышным внешним слоем (обряды, ритуалы, храмы) и изящным внутренним, эзотерическим, включающим в себя техники для совершенствования тела, ума и духа.