Символизм шестерки и ее графическое изображение
Эзотерическое значение шестерки состоит в том, что она считалась «числом Творения» («Бог за шесть дней сотворил мир»), символом космического равновесия и божественной симметрии, выражающим соединение противоположностей, единство полярностей, выбор разнонаправленных путей. В своем божественном аспекте шестерка выступает как символ закона аналогий, выраженного на геометрическом языке: «Нижнее аналогично верхнему, и верхнее аналогично нижнему». Мебиус указывает на далеко идущие следствия, которые возникают при применении данного принципа: «По организации нашего тела мы можем судить об организации Солнечной системы, по тернеру теософскому — о тернере частей нашего тела и т. д.» В аспекте природном шестерка олицетворяет собой среду, в которой эволюционный и инволюционный поток энергий либо соединяются либо разъединяются. Эти потоки носят и разрежающий («Solve»), и сгущающий («Coagulo») вещество характер. В аспекте человеческой природы шестерка символизирует принцип свободы воли, душевной гармонии и распознавания между добром и злом.
Графическим изображением шестерки является шестиконечная звезда — гексаграмма, называемая также звездой Давида, Соломоновой печатью, Символом Андрогина, Знаком Вишну. Она состоит из двух взаимопроникающих и зеркально отражающих друг друга треугольников.
Атрибуты и сущность шестерки
Сущность шестерки хорошо выражает космический закон единства и борьбы противоположностей, гармонии и полярности мужского и женского начала. Мэнли Холл говорит о том, что это число «называлось пифагорейцами совершенством всех частей … формой форм, сочленением Вселенной и делателем души». Он пишет:
«Треками гармония и душа рассматривались как подобные по своей природе, потому что все души гармоничны. Гексада является также символом женитьбы, потому что она образует союз двух треугольников, один женский и другой мужской. Среди ключевых слов, относящихся к гексаде, такие слова: «время», поскольку она считается измерением длительности, «панацея»; потому что здоровье есть равновесие, а гексада есть равновесное число; «мир», потому что мир, подобно гексаде, часто видится состоящим из гармонизированных противоречий; «вседостаточность», потому что ее частей достаточно для всеобщности (3+2+1=6); «неутомимость», потому что она содержит элементы бессмертия».
На Востоке шестерка обычно представляет в качестве универсального символа пространств: «Крест Пространства Буддхи» вмещает в себя четыре стороны Света и два боковых ответвления — плюс Зенит (вверх) и Надир (вниз).
Блаватская указывала на мистическую связь, существующую между шестеркой и свастикой — символом, присутствующим в самых различных культурах и традициях:
«Мало мировых символов, которые были бы так насыщены истинным Оккультным значением, как Свастика. Она символизируется цифрою 6. Подобно этой цифре, в своем конкретном представлении она указывает, так же как и идеограф числа, на Зенит и на Надир, на Север, Юг, Запад и Восток; всюду встречается единица и единица эта отражается во всех и в каждой единице. Это есть эмблема деятельности Фохата, постоянного вращения «Колес» и четырех Стихий, «Священных Четырех» в их мистическом, а не только в одном их космическом значении; далее ее четыре руки, согнутые под прямым углом, тесно связаны, как это показано в ином месте, с весами Пифагора и Гермеса. Посвященный в тайны значения Свастики, говорят Комментарии, «может начертать на ней, с математической точностью, эволюцию Космоса и весь период Сандхья».
Интересную интерпретацию смысла шестерки, воплощенного в символе шестиконечной звезды дает современный исследователь проблемы чисел А.Ольгин: «...Восходящий треугольник — треугольник Иисуса — символизирует эволютивный процесс нашего Искупления. В этом случае нисходящий треугольник — треугольник Марии — элемент инволютивного процесса Воплощения. Stauros поккздаает, что Искупление — цель, а Воплощение — средство».
Х.Э.Керлот дает несколько иной взгляд на природу шестерки и на ее атрибуты:
«ШЕСТЬ, символизируя амбивалентность и равновесие, заключает в себе союз двух треугольников (огня и воды) и тем самым означает человеческую душу. Древние греки рассматривали его в качестве символа гермафродита. Оно соответствует шести направлениям пространства (по два на каждое измерение) и прекращению движения (т. к. для Творения понадобилось шесть дней). Отсюда оно ассоциируется с испытанием и усилием. Было также установлено его отношение к девственности и весам».
Число 6 выступает также как иллюстрация закона аналогий, формулой которого является знаменитый тезис Гермеса Трисмегиста: «Как наверху, так и внизу». Оно представляет собой яркое отражение принципа подобия низшего высшему и наоборот. Вложенность друг в друга двух треугольников символизирует собой принцип космического единения. Именно по этой причине Пифагор связывал число 6 с планетой Венера. Рагон писал на сей счет: «Сочетание двух полов и разделение материи по троичностям необходимы для развития зарождающей мощи, этого плодородного свойства и стремления к размножению, врожденному во всех телах.
Итальянский мистик Мальфати де Монтереджио писал о природе шестерки:
«Число шесть, как заключающее второй тернер (Вишну — время), заключает в себя число пять, со всеми его символическими значениями, как шесть, как замкнутое пять, как замкнутый эллипс. Так как шесть состоит из трижды двух и дважды трех, то в нем осуществляется полностью не только безотносительный идеал и безотносительная реальность, как таковые, как дух мира, заключенный в яйце мира, в том смысле, как это понимали древние, но также идею развития из самого себя, идею относительности пола, в третьей степени двух — восьми; и этот самый пол в третьем тернере выражается бесконечной индивидуальностью».
О сакральном смысле шестерки высказывалось множество оккультистов и эзотериков — Фабр д’Оливье, подробно разбиравший смысл шестой Сефиры и буквы еврейского алфавита, Сен-Мартен и, наконец, Яков Беме:
«Шестое качество выраженной воли есть звук, делающий ее понятной, как Слово; Оно зарождается одновременно в двух огненных центрах... В этом шестом качестве находятся священные имена, божественные силы действующего единства; они находятся одновременно в двух огненных центрах.
Здесь в особенности находится чудотворный Тетраграмматон — центр всемирных деяний Божиих, которые действуют в обоих фокусах и которыми нечестивые духи злоупотребляют, извращая их в Центре Природного Огня. И это имя заключает в себе основания всей Каббалы и всей Магии.
Шестая форма или качество природы в Науке или Желании есть слово — божественный язык, Звук или Голос Сил, из которого исходит Святой Дух, в средоточии силы.