Архызская наскальная икона
«Метр за метром я поднимался наверх по крутому склону.
Лил дождь, сверкали молнии, грязь липла к ботинкам.
Подъем давался невероятно тяжело, я цеплялся за ветки и корни деревьев, но все равно шел.
Как выбрался на площадку -- не знаю.
Помню только, что --------почувствовал на себе----- взгляд,-- прямой и спокойный.
Взгляд, который-------- ни с чем не спутаю и ---не забуду никогда...»
Рассказчик---- замолчал.
Никто из нас----- не решался нарушить тишину.
Мы, как----- завороженные, смотрели на---- Сергея Васильевича, сторожа базы, который зашел в наш коттедж «на минутку» ---- отдать обогреватель и одеяла, а остался--- на весь вечер.
Честно говоря, нам и не хотелось, чтобы этот человек-- уходил.
Мы потягивали вино, смотрели на пламя, съедающее поленья в камине и,-------- затаив дыхание, слушали--- невероятную историю.
Сергей Васильевич рассказывал об------- иконе, нарисованной------ здесь, в ----Карачаево-Черкесии, на---- одной из скал.
А мы------ недоверчиво смотрели на него и-- удивлялись:
откуда там было взяться----- православной иконе?
Потом я------ прочла о древнеаланских храмах и о распространении христианства на--- Кавказе.
А сейчас------ перед нами сидел --------тот, кто одним из---- первых -----поднялся к лику Христа и----- встретился с ним взглядом.
...В----- начале весны 1999 года по----- маленькому черкесскому поселку Нижний Архыз пополз----- слух:
в------ горах найдено ------наскальное изображение Христа.
Его обнаружили братья----- Сергей и Анатолий Варченко, которые -----охотились в тех местах.
Весть об----- удивительной находке быстро распространялась и горячо обсуждалась.
Старики говорили, что------ да, там и ---правда есть икона, и -----несколько веков назад она кому-то уже--- открывалась.
Последний раз ее видели во время------- Первой мировой войны.
Потом как будто об иконе----- забыли, и вот---- теперь, накануне 2000-летия христианства, ----ее нашли вновь.
Местные ученые------ не могли оставить без внимания историю о----- лике Христа, который----- «прячется» где-то в горах.
В------- мае 1999 года сотрудники ---Нижне-Архызского музея-заповедника, НИИ культурного и природного наследия и Государственного Эрмитажа тщательно---- обследовали лесистый хребет Мицешт - где-то --------здесь братья Варченко-- видели икону.
Поиски шли------
долго:
очень-------- трудно было двигаться по-- крутому склону среди вековых деревьев.
А может, охотникам------- почудилось, и ничего--- интересного тут вообще не удастся найти?
Исследователи------- тщательно прочесывали хребет и, когда надежды практически---- совсем не осталось-----, икону все-таки--- отыскали:
на скале в-------- небольшом каменном гроте----- белел лик Христа.
Люди и Бог----- смотрели друг на друга.
Он на них -------- спокойно и ясно, они на него ---- с испугом и удивлением.
Тогда члены экспедиции еще-------- не понимали,----- какое открытие сделали.
Работа Мастера
Когда и------- кто поднялся сюда и---- написал икону на скале?
Был ли это -------человек, а может,------ природа или какая-то -----высшая сила сотворила ее?
Есть------ легенда, что------- несколько веков назад сильная--- молния ударила в скалу, с нее сошел ----каменный пласт, и на -------образовавшейся отвесной стене ----проявилась икона.
Историки, конечно, склоняются к---- более правдоподобной версии:
лик нарисован------ человеком.
Есть------- мнение, что----- икону написали здесь для ---защиты поселка от------- чумы, которая свирепствовала в этих местах в--- XIV веке.
Хотя согласно-------- другой версии,------ образ был создан -----задолго до--- эпидемии - в X столетии.
Размер иконы - примерно------ 140x80 сантиметров, располагается она на высоте----- 150 метров.
Неудивительно, что------ люди перед ликом---- замирают, ошеломленные, ------ икона действительно потрясает.
На--------- тебя из------ небольшого скального грота смотрит ----суровое лицо.
Оно похоже на----- всемирно известный лик Христа, который проступил на---- Туринской плащанице.
Исследователи нашли более------ 45 совпадений между -----Архызским Христом и ----синайской иконой Христа Пантократора, написанной в------- VI веке непосредственно с- лика на плащанице.
Над наскальным изображением обнаружились---- буквы 1С.
Они -----идентичны буквам, которые ставились на---- византийских иконах:
буква------- I здесь------- не прямая, а---- изогнутая, похожая на --кочергу.
Архызский---- образ создан------ неизвестным художником на---- плоской поверхности -----светло-охристой скалы, в-- три слоя краски.
Использованные цвета:
темно-красный, коричневый и белый.
Исследователь иконы----- В.А. Кузнецов говорит об изображении так:
«Лик написан в -----скупой цветовой гамме - контуры и тени выполнены----- темно-коричневым суриком, объемы выделены -----белилами, живопись подчинена --канону, характеризующему -----иконографическое искусство Византии IX-XI веков:
строго------ фронтальное расположение головы,----- огромные с -----пронизывающим взглядом глаза, тонкая светотеневая моделировка, намечающая объемность лика».
Нет сомнений -------- икону на скале писал ----Мастер.
Днем-------- лицо Христа---- почти невидимо.
Оно-------- четко проступает-------- ранним утром или--- вечером, на ---закате.
Особенно------ величаво и таинственно икона смотрится в---- пасмурную погоду.
Ненастья и яркое солнце за-------много веков----- не испортили изображения - лик находится в----- каменном гроте, и от----- дождей и лучей его защищает ---огромный каменный козырек.
Еще одна икона в горах
Подобных------ примеров наскальной иконописи до-- открытия Архызского образа-------еще не знали - это стало ----мировой сенсацией.
Ученые --------тщательно исследовали --загадочное лицо - наука не позволяла сомневаться в----- том, что икона написана-- человеком.
Но только---- когда написана?
Экспериментаторы взяли в-------- трех местах ----образцы краски и ---провели анализ.
Он-------- показал, что----- икона создавалась в технике------ яичной темперы, это было распространено в---- Византии в X веке.
Особенность техники - использование эмульсии из--- воды и яичного желтка.
Иконы, выполненные------ подобным образом, сохраняются гораздо ------дольше, чем написанные---- маслом.
Но неужели эти краски так------- надежны, что могут----- не терять своих качеств в течение----- тысячи лет на- открытом воздухе?
Вероятный----- период написания иконы, как мы уже говорили, --- X век.
Помимо------- древней техники, в которой ---создавался лик, есть еще ----деталь, указывающая на--- его возраст:
борода Христа------- не разделена --посередине - это характерно для -------икон, написанных до----- конца X века.
И несмотря на------ множество доказательств ----того, что автор изображения ---------человек, есть -----люди, которые уверены в ------нерукотворное™ иконы:
образ так------- идеально совпадает с----- цветом скалы, что кажется просто--------- удачным срезом камня.
Природа ------помогла художнику (кем бы он ни был) ----дополнить картину:
лоб пересекает------ извилистая трещина в камне, похожая на ---терновый венец.
И все-таки:
если------ лицо Христа создал---- иконописец, зачем было ----подниматься так высоко на скалу?
Икона долго оставалась------ невидимой.
Возможно, люди ее просто------ не замечали, или она сама --------скрывалась, чтобы явиться им в-- назначенный день?
Архызский лик - это ------не единственный потаенный образ, написанный на---- скале в Архызе.
Есть-------- еще один ---- икона Пресвятой Богородицы.
Как говорят---- местные жители, она находится с---- другой стороны хребта Мицешт на----- одном уровне с---- ликом Христа.
Изображение------- случайно увидели с ---вертолета:
к нему можно подобраться только с---- воздуха.
Видимо,------ горы Северного Кавказа хранят еще--- немало тайн и загадок.
Христианские святыни на Кавказе
Как же все-таки --------образ Христа мог---- появиться в горах Карачаево-Черкесии?
Сейчас это кажется------ удивительным, но ----Северный Кавказ - это одна из--------- древнейших колыбелей христианства:
религия пришла сюда уже------ в I веке н.э. В IX-Xill веках на территории современных Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и некоторых районов Чечни и Ингушетии располагалось государство----- Алания, столица которого находилась в нынешнем ----Нижнем Архызе.
В Аланию------- христианство пришло гораздо -----раньше, чем в -----Киевскую Русь.
Сегодня в------ Нижне-Архызском городище сохранились ------практически в ----первозданном виде--- три древнехристианских храма.
И в------- одном из них,----- Северном, в 916 году состоялось -------массовое крещение основной части населения западной Алании.
Самые -------известные аланские святыни -- Зеленчукские храмы:
Северный, Средний и Южный.
Северный построен в------ X веке, это была самая ----крупная христианская церковь,--- кафедральный собор всей Алании.
Его расписывали------- мастера, приехавшие из---- Византии.
Недалеко от--------Северного стоит---- Средний храм, возведенный в -конце IX века.
Историки считают, что в----- более скромном Среднем храме собиралось -----население Нижне-Архызского городища.
Из------ всех христианских аланских храмов, сохранившихся на территории Карачаево-Черкесии, единственный----- действующий ныне ------ Южный храм.
Эта церковь при постройке в------ X веке была посвящена----- святому пророку ----Илии.
Здание, скорее всего, было частью------ усадьбы богатой аланской семьи и служило----- домовой церковью.
Кто------ знает, возможно, один из -----византийских мастеров, ---------расписывавших Северный храм, и-- сотворил на камне икону.
Поражает------ одна деталь:
скала, на которую------- нанесен лик, обращена своей плоскостью почти------ строго на восток.
И если мысленно проследить за----- взглядом Христа, окажется, что он смотрит на----- Средний храм - именно -----там аланы проходили ----исторический обряд крещения.
Значит, и------- храмы, и------- икона создавались в --одно и то же время?
Так, может быть,-------- скала и высота, на которой -----написан лик, выбраны---- неслучайно?
Тайны ХХ века
Слышала об---- этой иконе, но вот побывать там-- не получилось...
Хотя туда теперь----- возят туристов...
А вообще---сердце замирает и----- мурашки бегают, когда--- смотрю на икону.
И откуда такое ощущение----- живого взгляда?