В каждом споре существует как минимум один оппонент, личность которого заслуживает пристального внимания. Точки зрения во многом расходятся, и начинает казаться, что оппонент делает все, чтобы довести вас до крайней точки кипения: специально провоцирует, иронизирует и подстрекает на бурные негативные реакции.
В таком случае следует выпустить пар и «снизить» градус разговора, выдержать паузу и посчитать в уме до 10 или 50. В спокойном состоянии получится более или менее объективно взглянуть на своего оппонента. Возможно, то, что мы воспринимаем как нападки с его стороны, на самом деле его искренние убеждения, не имеющие ничего общего с Вашей персоной.
Склонность переносить объект спора на самого себя есть у каждого человека. Именно поэтому нам кажется, что тот, кто не поддерживает и не понимает Вашего мнения, имеет что-то против Вас. В большинстве случаев это не так, поэтому надо постараться нейтрально оценить позицию партнера и отделить его убеждения от его отношения к себе.
«Ничего подобного», «Абсурд!», «Такого быть не может» – подобные фразы признак коммуникативной некомпетентности спорщика. В основе любого спора, естественно, лежит противоречие. Но свое несогласие следует выражать толерантно, а не заявлять, что оппонент не прав. Как правило, это провоцирует человека на агрессию.
Поэтому перед тем, как противоречить, внимательно выслушайте собеседника. Возможно, в его словах есть доля истины. С нее и начинайте. Его мысль в твоих устах будет звучать как согласие, и собеседник немного расслабиться. Только после этого высказывай свои «но», спокойным тоном и без агрессии. Прислушавшись к тому, что вначале Вы согласились с одной из мыслей, собеседник заинтересуется и последующими. Таким образом, может получиться конструктивный диалог вместо вульгарного противостояния.
Если темпераментный характер помешал Вам провести спор толерантно, и вы перешли на повышенные тона, берегитесь. Помимо эмоций, обуревающих Вас, у Вас есть и идеи – объект спора. Зачастую, кажется, что если говорить на повышенных тонах, то собеседник лучше услышит Ваши мысли и проникнется их сущностью.
На практике все не так: психология человека такова, что, услышав громкие тона, собеседник «блокируется». Вместо того, чтобы понять Ваши веские доводы, собеседник воспринимает крики как атаку и, естественно, начинает защищаться и повышать голос в ответ. Взаимные нападки иначе, чем войной, не назовешь, а к консенсусу можно прийти не на поле брани, а на переговорах. Вот ими то и постарайтесь заняться, вместо того, чтобы перекрикиваться друг на друга.
И последнее – помнить, что спор на работе обязательно доходит до ушей сотрудников и начальства. Будете вести себя достойно и сдержанно – еще один плюс к вашему рабочему имиджу. Поддадитесь эмоциям – можете подмочить репутацию делового и компетентного работника.
Учитесь отделять зерна от плевел: предмет спора бывает разным. Одно дело, если Вы отстаиваете принципиальные идеи, касающиеся работы, и совсем другое – когда Вы с коллегой разбушевались из-за того, что не сошлись во мнении по поводу телевизионной передачи. Получайте удовольствие от спора, оттачивайте ораторское мастерство, учитесь ставить людей на место одним веским доводом, а не сотней бесполезных криков.