
Иисус Христос, в------ христианской религиозно-мифологической системе ------богочеловек, вмещающий в единстве своей личности всю полноту---- божественной природы - как бог-сын (второе лицо троицы),--- «не имеющий начала дней», и всю конкретность конечной человеческой природы - как--- иудей, выступивший с проповедью в Галилее (Северная Палестина) и -распятый около 30 н. э. на кресте.
«Иисус» - греч. передача еврейского личного имени--- Йешу(а), исходная форма ----- Йегошуа, «бог помощь, спасение», ср. Иисус Навин);
«Христос» - перевод на греческий язык слова----- мессия (арам. евр. «помазанник»).
Эпитетом Иисуса Христа, как бы другим его именем, стало слово -----«Спаситель» (старослав.
«Спас», греч.часто------ прилагавшееся к языческим богам, особенно к -----Зевсу, а также к ---обожествлённым царям).
Оно воспринималось как перевод по смыслу имени -----«Иисус», его эквивалент (ср. Матф. 1, 21:
«и наречёшь имя ему---- Иисус, ибо он -спасёт людей от грехов их»).
Близкий по значению эпитет Иисуса Христа------ «Искупитель» - перевод----- евр. go'el («кровный родич», «заступник», «выкупающий из плена»), употреблённого уже ----в Ветхом завете в применении к Яхве(Ис. 41, 14 и др.; Иов 19, 25).
Эти эпитеты - отражение------ догматического положения о том, что ------Иисус Христос,---- добровольно приняв страдания и смерть, как бы------- выкупил собою людей из плена и рабства у сил зла, которым они предали себя в акте «грехопадения» Адама и Евы.
Особое место среди -----обозначений Иисуса Христа занимает словосочетание------ «сын человеческий»:
это его------ регулярное самоназвание в- евангельских текстах, но из культа и письменности христианских общин оно ----рано и навсегда исчезает (возможно, табуированное как особенность речи самого Иисус Христос).
Его------ смысл остаётся ----под вопросом, но весьма вероятна связь с---- ветхозаветной Книгой Даниила (Дан. 7, 13-14), где описывается ----пророческое видение, в котором «как бы ----сын человеческий» подошёл к престолу «Ветхого днями» (т. e. Яхве) и получил от него ---царскую власть над всеми народами и на все времена;
в таком случае это----- мессианский титул, эквивалент слова ----«Христос»
. Далее, Иисус Христос ----- «царь», которому дана----- «всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28, 18), источник духовного и светского авторитета (продолжение ветхозаветной идеи «царя Яхве»).
Словосочетание------ «сын божий», имеющее применительно к -----Иисусу Христу догматический смысл, искони употреблялось в приложении к царю, как эквивалент его титула.
В этом же идейном контексте стоит слово------ «господь» ( по традиции прилагалось к------ Яхве, заменяя в переводе Ветхого завета его табуированное имя, как соответствие евр. Адонаи;
в------ бытовом обиходе оно означало---- не господина, распоряжающегося рабом, а----- опекуна, имеющего авторитет по отношению к несовершеннолетнему, и т. п.; употреблялось оно и как титул цезарей).
Мифологизированную биографию ------«земной жизни» Иисуса Христа- от начального момента истории «вочеловечения бога» (см. Благовещение) до----- смерти Иисуса Христа на кресте, его -----воскресения и, наконец,----- возвращения по завершении земной жизни в божественную сферу бытия, но уже в качестве ---«богочеловека» (см. Вознесение) дают гл. обр. евангелия - канонические (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна) и многочисленные апокрифические (Петра, Фомы, Никодима, Первоевангелие Иакова, евангелия «детства Христа» и др.).
Разные------евангелия в ----разной степени акцентируют внимание на тех или иных моментах -----«земной жизни» Иисуса Христа (часто те или иные эпизоды вообще отсутствуют в каком-либо евангелии), содержат--- большую или меньшую степень -----фантастически-сказочного элемента (особенно велик этот элемент, как правило, в апокрифической литературе), содержат--- многочисленные противоречия.
Всё это отражает----- разновременность их создания, борьбу ------направлений раннего христианства, постепенное-- складывание и --оформление основных догм.
В качестве мессианского------- «царя» Иисус Христос- наследник династии---- Давида,---- «сын Давидов».
Так как он рождается от------- девы Марии,--- не имея земного отца, можно ожидать, что к----- Давиду будет возведено -----родословие его---- матери.
Однако это---- не так:
обе генеалогии Иисуса Христа, которые даны в евангелиях (Матф. 1, 1-16, Лук. 3, 23-38),- это генеалогии----- Иосифа Обручника, -------номинального мужа Марии - с точки зрения ----древневосточного сакрального права узы легальной адоптации в некотором смысле----- важнее, чем происхождение от--- реальной матери.
Апокрифическая версия------, не получившая широкого распространения (ср. ранневизантийский апокриф «Изъяснение, как Христос стал священником»), связывала происхождение Иисуса Христа -----не только с родом Давида и, следовательно, с----коленом Иуды (которому принадлежал мессианский царский сан), но и---- с коленом Левия (которому принадлежали права на священнический сан).
Рождение Иисуса Христа ------предсказано архангелом Гавриилом, явившимся-- деве Марии в Назарете (Лук. 1,26-38) и -возвестившим, что у неё----- должен родиться сын --без разрушения её девственности, который будет--- чудесно зачат по действию духа святого (мифологический мотив непорочного зачатия);
эту тайну ----ангел,---- не называемый по имени, открывает ------Иосифу Обручнику, -явившись ему во сне (Матф. 1, 20-23).
По----- ветхозаветным пророчествам (Мих. 5, 2), мессианский царь должен родиться на земле--- Иудеи (Южная Палестина), в ---Вифлееме, легендарном городе--- Давида;
между тем----- Мария и Иосиф живут в------Назарете, вошедшем в поговорку своей---- незначительностью (Ио. 1, 46), в----- полу языческой Галилее (Северная Палестина).
Провиденциальной причиной, побудившей их отправиться в--- Вифлеем, оказывается объявленная римскими оккупационными властями--- перепись населения, по правилам которой каждый должен был записаться по месту исконного проживания своего рода (Лук. 2, 1-5).
Там, в------- Вифлееме, и---- рождается Иисус Христос- в--- хлеву (устроенном, согласно апокрифическому евангелию Фомы, в--- пещере, что символически связывает сюжет рождества с богатой традиционно-мифологической топикой пещеры), --«потому что не было им места в гостинице» (2, 7).
Обстановка---- рождества парадоксально напоминает-- жизнь Адама---- в Эдеме с животными---- до грехопадения.
Младенцу---- Иисусу Христу приходят---- поклониться пастухи, побуждённые к этому славословящими ангелами (2,8-20);
волхвы, приведённые чудесной звездой (Матф. 2, 1-11).
По прошествии------ восьми дней младенец подвергнут---- обряду обрезания и получает имя----- Иисус (наречённое ангелом прежде зачатия младенца во чреве);
на------ сороковой день он как----- первородный сын иудейской семьи принесён в---- иерусалимский храм для ритуального посвящения богу, где----- узнан престарелым----- Симеоном Богоприимцем, всю жизнь ожидавшим мессии (Лук. 2, 22-33).
Спасая младенца от----- царя Ирода (ср. ветхозаветное сказание о рождении Моисея),---- Мария и Иосиф бегут с ним в----- Египет, где остаются----- до смерти Ирода (Матф. 2, 13-21)
. Многочисленные----- вне канонические легенды, особенно-- богатые и обстоятельные у коптов (христиан-египтян), но распространённые в литературе и фольклоре различных народов, говорят об---- идолах, рушившихся перед--- лицом Иисуса Христа, о--- плодовом дереве, ---склонившем по его приказу ветви к деве Марии, о ---поклонении зверей, об--- источниках, пробивающихся в -----безводном месте, чтобы утолить жажду путников, и т. п.
Годы, проведённые затем в----Назарете, окружены--- безвестностью (сообщается, что Иисус выучивается ремеслу плотника; Мк. 6, 3).
Согласно----- каноническому повествованию, по достижении Иисусом Христом---- двенадцатилетнего возраста (религиозного совершеннолетия) семья совершает-- паломничество в Иерусалим на ----пасху, во время которого ----отрок исчезает.
Его находят в -------храме «посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их», и рабби, с которыми он говорил, «дивились разуму и ответам его» (Лук. 2, 47).
На----- укоризны матери Иисус Христос отвечает:
«зачем было вам ----искать меня? или вы не знали, что мне должно быть в-- том, что принадлежит- отцу моему».
В----- остальном Иисус Христос---- «был в повиновении» Марии и Иосифа.
В противоположность сдержанным---- ортодоксальным преданиям в апокрифах ---отрок Иисус Христос изображается--- могущественным, таинственным и подчас-- недобрым чудотворцем, словом --умерщвляющим (правда, затем оживляющим) повздоривших с ним сверстников, изумляющим школьного учителя каббалистическими тайнами;
он лепит в---- субботу--- птичек из глины, а когда его корят за нарушение----- субботнего покоя, хлопает в-- ладоши и птички --улетают (апокрифическое евангелие Фомы).

Каноническая традиция -----осторожно указывает на --конфликты с близкими.
«Ближние его пошли---- наложить на него руки, ибо говорили, что- он --вышел из себя» (Мк. 3, 21);
«Братья его---- не веровали в него» (Ио. 7, 5).
Перед выходом на--- проповедь Иисус Христос отправляется к ----Иоанну Крестителю и принимает от--- него крещение, что сопровождается голосом с небес, утверждающим Иисуса Христа в мессианском достоинстве, и явлением духа святого в телесном обличье голубя (Матф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лук. 3, 21-22; Ио. 1, 32-34).
Сразу после этого Иисус Христос------ уходит в пустыню на---- 40 дней (срок поста ниневитян в истории Ионы, вообще знаменательное число, ср. также продолжительность «великого поста» в практике православной и католической церквей), чтобы в---- полном уединении и ---воздержании от пищи встретиться в духовном поединке с----- дьяволом (Матф. 4, 1-11; Лук. 4, 1-13).
Как в----- традиционном эпическом или ---сказочном поединке, Иисус Христос---- побеждает своего антагониста---- троекратно, отклоняя ----каждое из его предложений словами ветхозаветных заповедей, приводимыми более или менее точно.
Так, ответ на предложение чудом превратить--- камни в хлебы, чтобы утолить---- многодневный голод,-
«не ---хлебом единым жить будет человек, но всяким--- словом, исходящим из уст божиих» (ср. Втор. 8, 3);
на предложение броситься с ---кровли притвора иерусалимского храма, чтобы в воздухе быть---- поддержанным ангелами и этим доказать своё---- бого сыновство,-
«не искушай ----господа бога твоего»
(Втор. 6, 16); на предложение--- поклониться дьяволу, чтобы получить от него----- «все царства мира и славу их»,-
«господу богу твоему поклоняйся и ему-- одному служи» (Втор. 6, 13;
10, 20).
Лишь после этого Иисус Христос---- выступает с возвещением мессианского времени (Матф. 4, 17);
его возраст приблизительно определяется (Лук. 3, 23) в ----30 лет - символический возраст---- полноты зрелости («Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился» - 2 Царств 5, 4).
Он призывает -----первых учеников (см. в ст. Двенадцать апостолов) из среды-- рыбаков «моря Галилейского» (Тивериадского озера), ходит с ними по Палестине, проповедуя своё учение и творя чудеса.
Когда на свадьбе в Кане Галилейской не хватило--- вина, он по просьбе матери претворяет-- воду в- вино (Ио. 2, 1-11 - «чудо в Кане Галилейской»;
характерен----- контраст между- прозаической житейской ситуацией и -----эсхатологической символикой мессианского пира).
Другие чудеса ---- воскрешение мёртвых (Лазаря, дочери Иаира), ---хождение по воде,--- укрощение бури, насыщение тысяч людей -----пятью (семью) хлебами, особенно же ---- исцеление душевнобольных («изгнание бесов») и --телесно больных.
Своим ближайшим ученикам ---- апостолам Петру, Иакову и Иоанну Богослову, взойдя с ними на высокую гору, он являет---- «чудо преображения»:
лицо его просияло-----, «как солнце», одежды сделались ------«блестящими»; происходит явление Илии с Моисеем, а из облака раздается--- голос, возвещающий, что Иисус Христос --- «сын мой возлюбленный» (Матф. 17, 1-13, Мк. 9, 1-12, Лук. 9, 28-36).
Но в----- родном Назарете, где в него---- не верили, Иисус Христос «не мог совершить никакого чуда» (Мк. 6, 5).
Постоянный мотив - столкновения с ---иудейскими ортодоксами из числа господствующих религиозных течений фарисеев и саддукеев, вызванные тем, что Иисус Христос постоянно---- нарушает формальные табу иудаистической религиозной практики (напр., исцеляет в субботу), притязает на право прощать людям их грехи (считавшееся принадлежностью только бога), поддерживает «оскверняющее» общение с отверженными грешниками.
Многочисленные афоризмы Иисуса Христа утверждают самоотверженную готовность к ----отказу от выгод и преимуществ в качестве решающего критерия духовной жизни.
«Нагорная проповедь» (Матф. 5-7) начинается восклицанием
«блаженны добровольно нищие» (или -----«нищие по велению своего духа»;
такой перевод подтверждается как------ древними толкованиями, так и наблюдениями над семантикой текстов---- Кумрана, между тем как традиционная передача «нищие духом» ведёт к ---недоразумениям).
С неожиданной суровостью осуждена ---забота о завтрашнем дне, воля к---- обеспеченному, обставленному гарантиями благополучию (Матф. 6, 24-34).
Сам Иисус Христос- тоже---- «добровольно нищий»:
«лисицы имеют--- норы, а птицы небесные - гнёзда, а Сын человеческий не имеет, где приклонить голову» (Матф. 8, 20; Лук. 9, 58).
Именно эта черта выделяется и мифологизируется в образе Иисуса (Исы), как его даёт мусульманская, особенно послекораническая, литература (напр., у Газали Иисус Христос- идеал нестяжательства в духе суфизма).
Отрешение от------ любви к себе доводится до------- парадоксального требования---- «возненавидеть» своих близких и самую жизнь свою (Лук. 14, 26).
Как учитель своей аудитории, Иисус Христос в кругу палестинских понятий воспринимается как----- рабби;
так к нему и обращаются (Матф. 26, 25 и 49; Мк. 9, 5; Ио. 1, 38 и 49; 3, 2).
Это особый случай среди----- рабби, ибо он учит,--- не пройдя специальной выучки (Ио. 7, 15), и притом говорит, «как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Матф. 7, 29; Мк. 1, 22).
Евангелия чаще всего показывают Иисуса Христа---- учащим (Матф. 4, 23; 9, 35; Ио. 7, 14; Мк. 10, 1).
Синагоги, притворы иерусалимского храма - нормальная обстановка деятельности рабби.
Другие «учители во Израиле»----- диспутируют с ним, как со своим ---коллегой и конкурентом (Матф. 22, 23-45).
Но суть и тон его речей ----исключительны;
слушающий должен либо----- «уверовать», либо стать---- врагом (ср. Матф. 12, 30 -
[b]«Кто------ не со мною, тот--- против меня»). [/b]
Отсюда----- неизбежность трагического конца.

В дни перед главным иудейским праздником ----- пасхой Иисус Христос ------приближается к Иерусалиму, торжественно въезжает в этот город на----- ослице (символ кротости и миролюбия в противоположность боевому коню, ср. Зах. 9, 9-10), принимает ---приветствия от народной толпы, обращающейся к нему с ритуальными возгласами как к мессианскому царю, и---- властно изгоняет из помещений иерусалимского храма менял и торговцев жертвенными животными (Матф. 21, 1-13; Мк. 11, 1-11, 15-17; Лук. 19, 28-46; Ио. 12, 12-19).
Иудейские старейшины, составлявшие особое религиозно-административное и судебное учреждение ---- синедрион (греч.; евр. санхедрин), решают -----предать его (как выходца из презираемой Галилеи, нарушителя ---обрядовой дисциплины,---- вождя, могущего поссорить с ними римлян) суду синедриона, чтобы затем выдать на ----казнь римским властям (синедрион в оккупированной стране не имел права приговаривать к лишению жизни).
Иисус Христос в кругу------ двенадцати апостолов ------тайно справляет обряд пасхального ужина (т. н.-- тайная вечеря), во время которого -----предсказывает, что---- один из учеников------- предаст его, а затем подаёт ученикам--- хлеб и вино, мистически претворяя их в---- своё тело и кровь, а себя уподобляя ---закланному и поедаемому пасхальному ягнёнку,- прообраз христианской евхаристии (Матф. 26, 20-29; Мк. 14, 18-25; Лук. 22, 8-38; Ио. 13, где отсутствует евхаристическая топика, но зато описано ----омовение ног ученикам как поданный им пример---- взаимного служения).
Ночь он проводит с учениками в----- Гефсиманском саду на Масличной горе к востоку от Иерусалима, ---«ужасается и тоскует», просит троих самых избранных апостолов (некогда присутствовавших при преображении)----- бодрствовать вместе с ним и обращается к богу с молитвой:
«Отче! о, если бы ты благоволил пронести чашу сию мимо меня! впрочем, не моя воля, но твоя да будет» (Лук. 22, 42; ср. Матф. 26, 39, Мк. 14, 36 - «моление о чаше»);
напряжение его духа доходит до------ кровавого пота (Лук. 22, 44).
Приходят------ вооружённые пособники иудейских старейшин, которых ведёт предатель ----Иуда Искариот;
он подходит к----- Иисусу Христу и ----целует его - это-- знак, кого надо---- схватить (Матф. 26, 47-50; Мк. 14, 43-45; Лук. 22, 47-48).
Пётр пытается -------оказать вооружённое сопротивление и отсекает мечом ----ухо рабу первосвященника, но---- Иисус Христос останавливает его и----- исцеляет раба.
Ученики------разбегаются, Иисус Христос--- отведён на суд синедриона, где подтверждает своё мессианское достоинство (Мк. 14, 61-62), за что ему выносят (предварительный) ----смертный приговор.
Ранним утром Иисуса Христа ведут к римскому прокуратору---- Понтию Пилату для подтверждения приговора.
Пилат спрашивает его,---- считает ли он себя царём иудеев, и получает------ утвердительный ответ (Мк. 15, 2 и др.).
Однако Пилат------ не прочь спасти необычного обвиняемого.
По обычаю к празднику ------пасхи можно было---- помиловать одного осуждённого;
Пилат предлагает----- отпустить Иисуса Христа, но толпа требует помиловать вместо -----него некоего -----Варавву, который во время мятежа совершил--- убийство (Мк. 15, 7).
Иисус Христос ждёт участь-- бесправных ----- бичевание и затем ---распятие на кресте, а между тем и другим ----- издевательства римских легионеров, делающих из него-- шутовского царя (Матф. 27, 27-30; Мк. 15, 16-20; Ио. 19, 2-3).
Он должен------ нести крест до----- места казни (Голгофа), но---- не выдерживает его тяжести, и крест помогает нести некто---- Симон из Кирены (Мк. 15, 21).
По иудейскому обычаю ему предлагают перед казнью----- наркотический напиток,---- притупляющий чувствительность, но он ----отказывается (15, 23).
Иисуса Христа распинают----- между двумя разбойниками, из которых один------ издевается над ним, а другой--- сознаёт свою вину и невинность Иисуса Христа («благоразумный разбойник»);
ему Иисус Христос обещает:
«сегодня же будешь со мною---- в раю» (Лук. 23, 43).
Страдания Иисуса Христа на кресте продолжаются около----- 6 часов (по современному счёту примерно с 9 часов до 3 часов пополудни).
Он поручает------ деву Марию заботам--- усыновляемого ею Иоанна Богослова (Ио. 19, 25-27), читает (по-арамейски) стих скорбного и в то же время мессианского псалма 21/22
«Боже мой! Боже мой! для чего ты меня оставил!» (Мк. 15, 34)
и -----умирает.
Его----- смерть сопровождается----- знамениями:
солнце----- затмевается, в иерусалимском храме сама собой ---раздирается завеса (ср. раздирание одежд в знак скорби), происходит---- землетрясение.
Чтобы проверить----, мёртв ли осуждённый, один из воинов---- пронзает ему грудь копьём (Ио. 19, 34).
Тело Иисуса Христа выдано друзьям по ходатайству----- Иосифа Аримафейского, обвито-- плащаницей с дорогими благовониями, принесёнными Никодимом (Ио. 19, 39-40), и-----спешно похоронено в каменном саркофаге, в--- пещере, заваленной камнем;
на следующий день------ пасхальная суббота, когда иудею------ ничего нельзя делать.
Евангелия------ ничего не говорят о сошествии во ад Иисуса Христа, но--- позднее представление о-- явлении Иисуса Христа среди мёртвых и о сокрушении им сил смерти в самой их твердыне стало предметом веры и мифологизирующей фантазии.
Когда по истечении------ субботы Мария Магдалина и ещё две женщины (мироносицы)----- пришли, чтобы ещё раз ----омыть и умастить благовониями тело Иисуса Христа, саркофаг оказался ----пуст, а на его краю сидел -----«юноша, облечённый в белую одежду» (ангел), который---- сказал, что--- Иисус Христос -----воскрес и ученики увидят его-----в Галилее (Мк. 16, 1-8).
Само----- воскресение Иисуса Христа описывается только в------ апокрифах (напр., в евангелии от Петра).
Воскресший Иисус Христос----- является ученикам.
Его----- не сразу узнают, Мария Магдалина принимает его за -------садовника (Ио. 20, 15), у учеников, долго беседовавших с ним по дороге в Эммаус,------ «открываются глаза» лишь перед тем, как он делается невидим (Лук. 24, 31),
Фома же------- ощупывает раны от гвоздей (Ио. 20, 27).
Иисус Христос посылает апостолов на--- проповедь по всему миру, после чего происходит его---- вознесение (Мк. 16, 19; Лук. 24, 51;
Деян. 1, 9).
Возвращение---- (второе пришествие) Иисуса Христа, совершится в -----конце времён----- «на облаках с силою многою и славою» (Мк. 13, 26);
подводя итог----- судеб мира, он будет творить----- страшный суд над всеми поколениями людей.

Таков------ евангельский рассказ о-- «земной жизни» Иисуса Христа (дополненный апокрифическими повествованиями).
В------- новозаветных текстах (особенно в Евангелии от---- Иоанна, в Посланиях апостолов) уже намечены-----основные элементы христологических представлений, ставших позднее----- важнейшими религиозными догматами христианства, прежде всего понимание Иисуса Христа, как------ «бого человека», сына божьего, соединившего в своём лице------- человеческую и ---божественную природы.
Одновременно (уже в Евангелии от-- Иоанна) формируется взгляд на Иисуса Христа как на -----божественный логос (слово), посредствующее звено между----- богом и--- людьми.
Это представление (сформулированное не без воздействия греко-римской философии) стал------о составной частью догмата о ------троичности божества (бог - отец, бог - сын, дух святой), где ----Иисус Христос понимается как----- второе лицо (вторая ипостась) троицы (бог - сын), порождаемая первой ипостасью (см. в ст. Троица).
Хотя образ Иисуса Христа как----- «богочеловека» имеет------ внешнее сходство с---- мифологическими фигурами «божественных мужей», ------сыновей богов, вообще «полубогов», «богочеловек» мыслится в христианстве не----- как «полубог», т. е. смешение полубожественности и получеловечности, но как------- «вполне» бог и -------«вполне» человек, «единый не через смешение сущностей, но через единство лица» («Псевдо - Афанасиев символ веры», 5 в.); такой точке зрения противостояли взгляды как несториан, рассматривавших бога-логоса и человека Иисуса как----- две cущностно различные величины, а путь человека Иисуса - как путь постепенного совершенствования, аналогичного пути «божественных мужей» язычества, так и монофизитов, утверждавших, напротив, что -----человеческая природа Иисуса Христа была------ полностью поглощена божественной природой логоса.
Воплотившийся в Христе---- бог-логос стал мыслиться в ортодоксальном христианстве------ не как «низший» или «меньший» бог, не--- как низший уровень божественной сущности (точка зрения ариан, отрицавших равенство воплотившегося логоса отцу), но как лицо------ абсолюта, равное-----двум другим лицам троицы.
По этой причине---- «боговоплощение» понимается в--- христианстве как ------единократное и неповторимое, не допускающее каких-либо перевоплощений в духе античного орфизма или восточной мистики, множественности «спасителей» и «наставников человечества», наподобие бодхисатв буддийской мифологии.
При этом предполагается, что происходит------- не просто «воплощение» божества, т. е. принятие им--- чувственно-материального обличья (человеческая природа при этом могла пониматься просто как маска - точка зрения докетов), но его ------«вочеловечение», т. е. ----«реальное» соединение с природой человека во всей её целостности - не только с телом, но и душой и умом, вплоть до учения о двух волях И. X. - божественной и человеческой (сформулированного к 7 в. в борьбе с монофелитами, признававшими две природы Иисуса Христа, но единую волю).
Полная------ не вообразимость и логическая----- не описуемость такого соединения не только----- не отрицается, но всячески -----подчёркивается раннехристианской и средневековой религиозной литературой.
Это ------чудо, в отличие от всех--- частных чудес выходящее не только за рамки законов природы, но и за рамки нормы бытия бога как такового:
если----- по евангельской формуле «богу-- всё возможно» (Матф. 19, 26 и др.), то вочеловечение, строго говоря, как бы--- невозможно и для самого бога.
Учение об Иисусе Христе как о ------бого человеке соединено в христианстве как----- «религии спасения» с представлением об -искупительной жертве Иисуса Христа - Иисус Христос бог, ибо только ----кровью бога можно искупить--- греховность человечества (см. «Грехопадение»);
и вместе с тем--- он---- человек, ибо---- точное подобие его смерти и -------человеческой кончины служит-----залогом воскрешения умерших (ср. 1 Фесс. 4, 14).
В плане учения---- об искупительной жертве Иисуса Христа переосмысливается и ветхозаветное представление о---- мессианском царе,
мессии:
Иисус Христос трактуется как----- спаситель от «порчи» первородного греха.
Все эти положения, содержащие немало элементов ------более древних религиозно-мифологических представлений, но значительно ----усложнённых и преобразованных, стали------- религиозными догматами христианства только после----ожесточённых христологических споров 2-7 вв. и победы ----ортодоксального христианства над многочисленными другими направлениями (докетизм, арианство, несторианство, монофизитство, монофелитство и др.), объявленными ортодоксальной церковью еретическими.
Ортодоксально-теологическая точка зрения, предполагающая признание этих догматов и принятие на веру всех новозаветных текстов, говорящих о чудесной биографии «богочеловека» Иисуса Христа, включая его----- телесное воскресение и --вознесение, за подлинную реальность, не оставляет места для постановки вопроса о -мифологичности каких-либо евангельских эпизодов.
В ----научной литературе об Иисусе Христе (а она необозрима) сложилось----- два основных направления - мифологическое и ----историческое.
Зарождение и---- того, и ---другого относится (если не считать единичных попыток более раннего времени) к эпохе Просвещения-- 18 в.;
оба подхода (в большей или меньшей степени) противостояли тогда -----ортодоксально-теологической трактовке образа.
Мифологическое направление признаёт Иисуса Христа------ мифическим образом, созданным на основе -----тотемических верований или земледельческих культов (особенно культов умирающего и воскресающего бога), подобно культу Осириса, Диониса, Адониса и др., или---- интерпретирует образ Иисуса Христа с точки зрения---- солярно-астральных представлений.
Все----- евангельские рассказы о его жизни и----- чудесных деяниях рассматривались как------ простые заимствования --мифов из древних религий, из ветхозаветной литературы.
В Иисуса Христе, как и других аналогичных ему---- мифологических образах, представители-- солярно-астральной концепции видели ------солнечное божество:
он рождается------ 25 декабря (поворот солнца на весну после зимнего солнцестояния), странствует по земле в сопровождении ------12 апостолов (годичный путь солнца через 12 зодиакальных созвездий), ----умирает и воскресает на ----третий день (трёхдневное новолуние, когда-----луна не видна, а потом снова--- «воскресает», и т. д.)
. Некоторые последователи--- астрально-мифологической концепции пытались дать---- астральные объяснения чуть ли ----не каждому эпизоду в евангельских повествованиях (находя им аналогии в движении солнца через созвездия Девы, Льва, Скорпиона и т. д.).
В целом эта концепция была наиболее характерна для начальной стадии развития мифологической теории (французские просветители Ш. Ф. Дюпюи, К. Ф. Вольней) и в 20 в. имела (в своём крайнем, «чистом» выражении) лишь немногих сторонников (среди них - польский учёный А. Немоевский, французский - П. Кушу).
В числе крупнейших представителей----- мифологического направления в конце 19-20 вв. ---- А. Древc, Дж. М. Робертсон, В. Б. Смит и др.
Образ Иисуса Христа сравнивается ими с образами ---«спасителей», божественных-----«целителей» древне восточных религиозно-мифологических систем;
обращается внимание на встречающееся во многих религиях сочетание---- веры в «спасителя» с представлением об---- умирающем и воскресающем боге;
прослеживается связь большинства эпизодов----- биографии Иисуса Христа с ---устойчивыми мифологическими сюжетами (рассказ о рождении Иисуса Христа находит аналогии в мифах о чудесном рождении божественного дитяти, эпизод бегства в Египет - в рассказах о преследовании чудесного младенца и его чудесном спасении - напр., египетский миф о Горе и Сете, ассирийский - о царе Саргоне, иудаистический - о Моисее, индийский о Кришне, и т. д.).
Прослеживается связь------ христианских легенд с представлениями о -----самопожертвовании божеств во многих культах (с Иисусом Христом сопоставляются образы Агни, Кришны, Митры, Гайомарта и др.) и связь -----христианской символики с----- символикой дохристианской («рыба» как символ многих божеств огня и др., крест как символ воскресения и новой жизни задолго до христианства;
усматривается связь представления о -----смерти Иисуса Христа, на кресте с обще мифологическим образом-----древа мирового и т. д.).
Иногда в -----мифе об Иисусе Христе видят вариант легенды----о Будде.
Отголоски------- тотемических верований усматривают в мифе о ----непорочном зачатии Иисуса Христа девой Марией, в--- таинстве причащения, рассматриваемом в христианстве как-- съедение тела и крови Христа,-- пасхального «агнца».
На взгляды многих представителей---- мифологического направления, в котором легко прослеживается связь почти со всеми направлениями, характерными для общей теории мифа 19 - нач. 20 вв. оказали влияние идеи -----Дж. Фрейзера о магических обрядах как источнике всякой религии и о том, что в---- основе христианства лежит обряд ----ритуального убиения племенного вождя или его сына - содержание Евангелий понималось как культовый миф, повествующий о реальном или символическом умерщвлении человеческой жертвы, страдающего и воскресающего бога.
В целом развитие ------образа Иисуса Христа мыслится -----мифологическим направлением как идущее от более -----раннего представления о нём как о--- боге к наделению этого образа по мере складывания христианства ----«человеческими» чертами, т. е. ----эволюция от---- бога к------ человеку.
Хотя представители ---мифологической школы слишком------- односторонне трактовали сложный образ Иисуса Христа, не видя в нём ничего----- нового сравнительно с----- многими богами древневосточных религий, им удалось ----убедительно показать происхождение--- многих мифологических мотивов в образе Иисуса Христа.
Историческое направление-----признаёт, что в основе ------образа Иисуса Христа лежит------историческая личность.
Учёные этого направления------- считают, что развитие образа шло в направлении,----- противоположном тому, как это представляла себе ----мифологическая школа, - т. е. происходила-----мифологизация исторической личности, ----обожествление Иисуса,--- действительно существовавшего проповедника из Назарета, образ которого по мере роста числа его приверженцев всё более наделялся--- мифологическими чертами.
Для первых попыток воссоздать---- биографию «Иисуса-человека» характерен------ просветительски-рационалистический подход, -----отсутствие историзма (в 18 в. немецкий теолог и просветитель-вольфианец Г. С. Реймарус, швейцарский теолог И. И. Хесс и др.);
эти же черты во многом отличают появившуюся позднее и весьма популярную в своё время------ «Жизнь Иисуса» Э. Ренана, написанную в форме---- романа (дан модернизированный и идеализированный образ Иисуса как--- «религиозного анархиста»).
Начиная с т. н.------ тюбингенской школы научной библеистики рассмотрение вопроса об -----историчности И. X. связывалось с распространением метода----- рационалистической критики новозаветных текстов.
Первым значительным исследованием такого рода была------- «Жизнь Иисуса» Д. Штрауса, попытавшегося----- отделить «исторического Иисуса» от----мифической его истории (он же впервые употребил применительно к христианству слово--- «миф») и показать самый ----процесс мифологизации ------живой действительности;
сам Штраус видел свою задачу в ------том, чтобы,------ отбросив мифические наслоения, «восстановить образ----исторического Иисуса в его ----человеческих чертах».
В этом же направлении шли исследования ----А. Харнака, А. Луази и др.
Часть учёных поставила в центр---- этико-психологическую проблему «мессианского самосознания» Иисуса в ожидании прорыва эсхатологического времени (напр., А. Швейцер, отрицавший, впрочем, у Иисуса такое самосознание).
С 20-х гг. происходит------ подъём т. н. ---формального критицизма, то есть литературоведческого анализа жанровых форм, на которые возможно разложить новозаветные тексты (М. Дибелиус, Р. Бультман).
Соединение этого метода с----- философскими предпосылками экзистенциализма дало концепцию--- Бультмана, основанную на ------резком отделении -«исторического Иисуса» (о котором, по Бультману, мы почти ничего не знаем), от---- Христа, с которым имеет дело----- вера
для-------- последней имеет значение только ----ситуация экзистенциального выбора, в которую ставит человека христианская «керигма» (греч. «возвещение»), облечённая в Новом завете в мифологический язык, но в--- настоящее время долженствующая быть воспринимаемой отдельно от этого языка (проблема «демифологизации»).
Историческая школа представлена преимущественно------ протестантскими теологами, которые, отбросив все------ фантастические рассказы о «чудесах» (или дав им рационалистическое объяснение), постарались------ сохранить всё же то, что им ----не противоречит, «спасти то, что ещё можно спасти» (Ф. Энгельс - применительно к библеистам тюбингенской школы);
тем не менее----- библеисты этого направления внесли------ большой вклад в-----критическое исследование Евангелий и других текстов.
К---- историческому направлению принадлежат некоторые исследователи иудаистического (напр., И. Клаузнер, давший образ И. X. с позиций еврейского национализма) и католического (Г. Папини, Ф. Мориак и др.) толка, последние получили--- большую свободу в критике и интерпретации текстов только после решений--- 2-го Ватиканского собора (1962-65), разрешившего под-----воздействием успехов научной библеистики---- толковать те или иные места священного писания как--- иносказательные.
Марксистское изучение------ раннего христианства и связанного с ним круга вопросов начато---- Ф. Энгельсом, который перенёс существо вопроса с ---личности предполагаемого основателя этой религии - И. X. на---- общие исторические условия, вызвавшие появление новой универсальной религии
После----- Энгельса ту же проблему исследовали советские учёные-религиоведы (А. Б. Ранович, С. И. Ковалёв, Я. А. Ленцман, И. Д. Амусин, М. М. Кубланов, И. А. Крывелёв, И. С. Свенцицкая и др.), марксисты Ш. Эншлен (Франция), А. Робертсон (Англия), А. Донини (Италия), З. Косидовский (Польша).
Из исследователей-марксистов одни придерживаются точки зрения, что Иисус Христос ----- чисто мифологический образ (эта точка зрения в 20-50-х гг. полностью--- преобладала, в ---последующем некоторые исследователи внесли-- некоторые коррективы в первоначальные взгляды, формулируя выводы менее категорично), другие признают---- историческое существование галилейского проповедника Иисуса (не отрицая, разумеется, что новозаветный образ Иисуса Христа - результат мифотворчества).
При этом------- подчёркивается, что для----- марксистского исследования проблем возникновения христианства вопрос об историчности или мифичности Иисуса Христа---- решающего значения ---не имеет.
В ------искусстве и литературе образ И. X. представлен------- исключительно широко.
Умонастроение---- раннего христианства в целом стоит под знаком -----новозаветных слов:
«если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5, 16).
Христианские мыслители----- 2-3 вв., а отчасти и----- 4 в. рекомендуют сосредоточиться на---- мистическом аспекте миссии Иисуса Христа и----- не одобряют интереса к преданиям о его ---человеческом облике «по плоти».
К тому же они----- сомневаются в принципиальной изобразимости Иисуса Христа:
во-первых, ------божественности как ----таковой передать средствами ----искусства-----нельзя,
во-вторых, в------ облике Иисуса Христа, согласно традиции, было нечто------ неуловимое,-- «звёздное» (Иероним), раскрывающееся или закрывающееся в зависимости от достоинства или недостоинства видящего (Ориген) и от разнообразия его--- «неисчислимых помышлений» (Августин);
это относится к---- земной жизни и тем более к явлениям по ---воскресении.
Апокрифы («Деяния апостола Иоанна», 3 в.) фантастически утрируют мотив------ непрерывных преображений облика Иисуса Христа.
С----- другой стороны, аскетический пафос побуждал предполагать, что в----- земной жизни Иисуса Христа был---- некрасив, чтобы его красота----- не отвлекала поучаемых от его слова (Климент Александрийский).
Притом -----ранние христиане смотрели----- не назад, а ---вперёд, ожидая в----- скором времени второго пришествия Иисуса Христа «со славою», и в восторженных видениях мучеников перед казнью Иисуса Христа являлся как преображённый победитель, «юный ликом» («Страсти святых Перпетуи и Фелицаты», начало 3 в.).
В соответствии----- с этим первые дошедшие до нас--- изображения Иисуса Христа в --живописи (стенопись катакомб в Риме и в церкви с крещальней в Дура-Европос, Месопотамия, то и другое 3 в.) и пластике ------чужды установке на «портретность»:
они изображают----- не облик Иисуса Христа, а ------символы его миссии - доброго пастыря со спасённой овцой на плечах (статуя 3 в. в Латеранском музее в Риме, мозаика мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, 5 в., и др., ср. Матф. 18, 12-14 и др.), Орфея, умиротворяющего и очеловечивающего животных своей музыкой, и т. п.
Все эти образы отмечены----- юностью,----- простотой, то- плебейской, то ----буколической.
Напротив, ------«портретные» изображения длинноволосого и бородатого Иисуса Христа вплоть до-- 4 в. засвидетельствованы лишь для кругов ----гностических и языческих и до нас--не дошли;
по-видимому, этот тип был связан с ----античной традицией портретирования философов
. После перехода церкви на----- легальный статус в начале 4 в. и к господствующему положению в конце века образ Иисуса Христа в бурно развивающемся церковном искусстве становится более -----торжественным,--- репрезентативным, приближаясь к официозным изображениям-- императоров (тема «аккламации», т. е. торжественного приветствия Иисуса Христа как царя на престоле, на мозаике Санта Пуденциана в Риме, 4 в.), но и более соотнесённым с ---предполагаемой исторической действительностью (ср. пробуждение в то же время интереса к «святым местам» Палестины).
Облик Иисуса Христа как------- бородатого мужа, поддерживаемый авторитетом предполагаемых «нерукотворных» изображений,------ вытесняет безбородого -юношу катакомб (безбородый тип ещё встречается в алтарной апсиде Сан-Витале в Равенне, середина 6 в., а затем иногда возвращается в романском искусстве).
Зрелая----- византийская иконография Иисуса Христа в согласии с современной ей литературой подчёркивет наряду с чертами---- отрешённой царственности---- изощрённую тонкость ума (мозаики церкви монастыря Хора в Константинополе, 20-е гг. 14 в.), -----сострадательность.
Древнерусская живопись, продолжая---- византийскую традицию после-пронзительных, суровых, огненных изображений Спаса Нерукотворного, в 12-14 вв. приходит----к мягкости,----- сосредоточенной и---- тихой уравновешенности образа Спаса из т. н. Звенигородского чина --Андрея Рублёва.
Лишь осторожно в поздневизантийском и древнерусском искусстве даётся тема - И. X. как---- страдалец (хотя для «духовных стихов» русского фольклора умиление перед муками Иисуса Христа, часто воспринятыми как бы через душевную муку Девы Марии, очень характерно).
Западное искусство----- нащупывает эту тему с ---10 в. («Распятие епископа Геро», впервые внятно дающее момент унижения), затем получает импульс от размышлений-- Бернара Клервоского в 12 в. и особенно ---Франциска Ассизского и его последователей в 13 в. под земной жизнью Иисуса Христа (понимаемой как предмет сочувствия и вчувствования);
для----- позднего западного средневековья--- страдальчество Иисуса Христа стоит----- в центре внимания.
Создаётся---- очень продуктивная традиция натуралистически-экспрессивных изображений Иисуса Христа, как-- иссечённого бичами «мужа скорбей» в ----терновом венце, взывающего к--- состраданию молящегося, как ---израненного мертвеца на коленях плачущей матери (в итальянской традиции Пьета, «сострадание», в немецкой - Веспербильд, «образ для вечерни»).
Рыцарская культура------- западноевропейского средневековья, давшая свою версию христианских символов в легендах о- граале, -----поняла Иисуса Христа, как---- безупречного короля-рыцаря с учтивым и открытым выражением лица - замысел, реализованный, например, в статуях Иисуса Христа на порталах--- Амьенского и Шартрского соборов (13 в.).
В эпоху------- Реформации и ---крестьянских войн в Германии М. Нитхардт (Грюневальд) доводит до предельно резкой выразительности мотив----- распятия, вбирающий в себя----- весь неприкрашенный ужас времени - вывороченные суставы,--- сведённое судорогой тело, состоящее из одних---- нарывов и ссадин.
В оппозиции к этому--- «варварству» итальянское кватроченто возрождает на новой основе знакомый Византии и рыцарству идеал спокойного достоинства и равновесия духа (основа типа дана Мазаччо, христиански-мистический вариант - Беато Анджелико, языческий, с акцентами в духе стоицизма - У А. Мантеньи).
В искусстве----- позднего Ренессанса ---образ Иисуса Христа впервые перестаёт быть----- центральным и определяющим даже для творчества на христианские сюжеты (у Микеланджело в росписи Сикстинской капеллы Ватикана тон задаёт --патетика и мощь творящего мир Саваофа, у Рафаэля --- женственность Марии - мадонны;
в первом случае---- Иисус Христос в полном ---разрыве с тысячелетней традицией превращается - на фреске «Страшный суд» ---- в буйно гневающегося атлета, во---втором ему приданы черты ----немужественной красивости, в дальнейшем утрируемые у Корреджо, у болонцев, особенно у Г. Рени, чей «Христос в терновом венце» в тысячах копий украсил церкви по всему католическому, да и православному миру, - в церковном искусстве барокко и рококо).
Венецианские живописцы -------16 в., особенно ---Тициан, сообщая традиционному типу Иисуса Христа ----утяжелённость,---- «дебелость», все же сохраняют за ним ---высокий трагический смысл.
В дальнейшем процесс------ «опустошения» образа прерывается лишь ---отдельными исключениями, важнейшие среди которых - Эль Греко и Рембрандт.
Первый, отвечая------ потребностям контрреформационной Испании, придал средствами ----невиданных пропорций и ритмов----- пронзительную остроту традиционному типу;
второй, используя возможности протестант-
ской Голландии,------ отбросил всякое традиционное благообразие, наделив Иисуса Христа чертами--- некрасивого,--- грубоватого, но значительного в своей ---искренности плебейского проповедника.
Поэзия----- барокко иногда достигала---- большей глубины в подходе к традиционной теме, чем---- живопись.
В---- немецкой лирике 17 в. надо отметить, например, католические «пасторали»---- Ф. Шпее, в которых Иисус Христос воспевается как -----новый Дафнис, и более строгие протестантские гимны П. Герхардта
Героем------ гекзаметрического эпоса в духе Вергилия не раз делали Иисуса Христа ещё со времён «Христиады» М. Дж. Виды (16 в.), холодной латинской стилизации.
В 17 в.------- «Возвращённый рай» Дж. Мильтона и ----«Мессиада» Ф. Г. Клопштока, несмотря на подлинную монументальность замысла и блестящие достижения в деталях----- не могут быть признаны полной удачей:
чтобы придать образу Иисуса Христа------ специфическую для эпопеи величавость, пришлось лишить его--- внутренней цельности (ср. в начале 19 в. классицистическую версию типа Иисуса Христа,в пластике В. Торвальдсена).
Разработка образа Иисуса Христа в ------романтической живописи немецких «назарейцев» (с начала 19 в.), стремясь устранить ----театральность барокко и---- холодность классицизма, обычно подменяет----- аскетическую духовность более буржуазной «нравственной серьёзностью», а утраченную --веру в реальность чуда - умилением перед заведомо нереальной «поэтичностью» стилизованной легенды;
между тем----- романтический пессимизм заявляет о себе в «Речи мёртвого Христа с высот мироздания о том, что бога нет», включённой в роман----- Ж. П. Рихтера «Зибенкэз».
Этот новый мотив - жизнь Иисуса Христа уже не как -----приход бога к людям, но как (трагически напрасный) приход ---человека к --несуществующему, или---- безучастному, или --«мёртвому» богу, как предельное доказательство----бессмысленности бытия - вновь и вновь повторяется в лирике 19 в. (у А. де Виньи, Ж. де Нерваля, Ш. Бодлера и др.), находя поздний отголосок в 20 в. у Р. М. Рильке («Гефсиманский сад»).
С другой стороны,----- историзм 19 в. позволяет----- впервые увидеть евангельские события не в---- мистической перспективе вечной «современности» их каждому поколению верующих, но в перспективе ----историко-культурного процесса, как один из её моментов, лишённый абсолютности, но взамен наделённый колоритностью времени и места (ср. революционный для 1850-х гг. археологизм библейских и евангельских эскизов А. А. Иванова).
Все европейским успехом пользуется -----«Жизнь Иисуса» Э. Ренана, превращающая свой предмет в тему исторической беллетристики.
Именно----- такой Иисус Христос, который вполне перестал быть ---богом, но остро воспринимается в своей------ страдающей человечности, становится для либеральной и демократической интеллигенции 19 в. одним из её--- идеалов, воплощением--- жертвенной любви к угнетённым (от Г. Гейне и В. Гюго до вырождения этого мотива в общеевропейской поэзии «христианского социализма», в России - у А. Н. Плещеева, С. Я. Надсона и др.;
в ------немецкой живописи - картины Ф. фон Уде 1880-х гг., ставящие Иисуса Христа в окружение---- бытовых типов рабочих той поры, в русской живописи - «Христос в пустыне» И. Н. Крамского, скульптура М. М. Антокольского, картины Н. Н. Ге 1890-х гг., отмеченные влиянием толстовства, на которых измождённый бунтарь из Галилеи противостоит глумлению духовенства на заседании синедриона, сытой иронии Пилата, прозаичному палачеству голгофы).
Целую эпоху характеризуют слова--- Н. А. Некрасова (о Чернышевском):
«Его послал бог гнева и печали царям земли напомнить о Христе».
Те----русские писатели 19 в., которые удерживают---- ортодоксально-мистическую интерпретацию образа И. X., тоже не далеки от этой -----«голгофской» расстановки акцентов:
и Ф. И. Тютчев связывает ---Иисуса Христа (конечно, страдающего, «Удручённого» тяжестью креста) с----- «наготой смиренной» крестьянской России («Эти бедные селенья»), и у----- Ф. М. Достоевского он предстаёт как ---узник в темнице Великого инквизитора («Братья Карамазовы»).
Традиция была продолжена и в----- 20 в. Иешуа га-Ноцри М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), праведный чудак, крушимый трусливой машиной власти, подводит итоги всей «ренановской» эпохи и выдаёт родство с длинным рядом воплощений образа в искусстве и литературе 19 в.
Поэзия------ Б. Л. Пастернака сближает----- муку Иисуса Христа с -----трагической незащищённостью Гамлета.
Особняком стоит фигура Иисуса Христа «в белом венчике из роз» (влияние католической символики? реплика образа Заратустры у Ницше?), шествующего по завьюженному Петрограду во главе двенадцати красногвардейцев (число двенадцати апостолов) в поэме А. Блока «Двенадцать».
На------ Западе попытки истолковать образ Иисуса Христа как метафору----- революции имели место у---- А. Барбюса, менее резко - в фильме П. П. Пазолини «Евангелие от Матфея».