Тантрическая йога

Все что связано с йогой

Тантрическая йога

Сообщение Вероника » 02 июл 2011, 21:13

Тантрическая йога в силу некоторых своих специфических особенностей
(ритуальный секс и др.) вызывает у современных гедонистов и искателей восточной экзотики повышенный интерес.

Тантризм в качестве влиятельного религиозного течения средневековой Индии появляется на основе древних мифологических культов плодородия и жизни, существовавших, видимо, среди аборигенов еще в доарийскую эпоху. В середине первого тысячелетия нашей эры на западе и северо-западе Индии начинается активное возрождение тантрических культов. В этих местах индуизм имел весьма слабое влияние на коренное население. Поэтому неудивительно, что именно там аборигенные верования начали теснить духовные учения индоариев. В течение второй половины первого тысячелетия нашей эры тантризм широко распространяется по всей Индии и оказывает существенное влияние на индуизм, буддизм, джайнизм и всю индийскую культуру. В лоне индуизма тантрические идеи особенно глубоко проникли в умы приверженцев шиваизма и шактизма. Среди них и начала формироваться тантрическая йога, увлечение которой не обошло стороной и буддистов. Таким образом, говоря о тантрической йоге, мы не должны забывать, что она в различных модификациях существовала как в индуистской, так и в буддийской религиозных традициях.

Что означает слово «тантра»? Единого мнения на это счет до сих пор не сформировалось. Это слово буквально переводят как «нить ткани», «непрерывность», «развертывание», «нарастание». Однако, может быть, больше ясности дает смысловая интерпретация понятия «тантра» – «то, что расширяет знание». В большинстве случаев орудиями «расширения знаний» служили некие религиозно-мистические тексты, ритуалы и тантрическая садхана (реализация) в виде йоги.

Чтобы понять идейные истоки тантрической йоги, необходимо обратить внимание на основополагающие идеологические и философские положения тантризма. Они по своим акцентам противостояли религиозной идеологии Вед и буддизма, в которых освобождение нужно было искать через духовное преображение и отрешение от материального.
В тантризме все наоборот. Его учителя полагали, что религия Вед уже не соответствует текущему историческому этапу – черной эпохе торжества материи и упадка духа (кали-юга). Следовательно, путь к освобождению должен идти из самой материи, через материю и земную плотскую жизнь. Что же это означает на практике? Прежде всего, отрицание аскетизма как важнейшего элемента духовного пути, характерного для всех классических религиозных доктрин Древней Индии, в том числе и для йоги.

В Древней Индии и до расцвета тантризма существовали духовные учения, отвергавшие крайний аскетизм как ненужное истязание плоти. Например, умеренность в аскетизме или Золотой срединный путь духовного совершенствования с самого начала отличали буддизм от классической йоги. Однако умеренность в аскетизме не предполагала полного отказа от него и разгула чувственных излишеств.

А вот идеология тантризма перечеркивала исходные принципы как классической, так и ранней буддийской йоги. Все, чего избегали духовные подвижники и мудрецы прошлого, получает не только одобрение, но и возводится в ранг истинного метода освобождения.

Сексуальные обряды, употребление мяса и вина, наркотических средств, как считалось, способствуют «духовному» продвижению и обретению состояния бога Шивы или богини Шакти. Некоторые тантрические тексты подчеркивали, что путь к совершенству лежит через исполнение всех чувственных и иных желаний человека, даже если они противоречат традиционной морали и религиозным нормам («Гухьясамаджа-тантра»).

Конечно, в тантризме существовали разные течения и школы. И далеко не все из них отличались этическим нигилизмом и сексуальной распущенностью.
Однако, тантрическая йога как явление в целом оказалась неким побочным плодом-мутантом на древе исторического развития индийской йоги, который по своей природе принципиально отличался от всех авторитетных йогических учений, восходящих к Кришне, Патанджали, Будде, Шанкаре, Майтрейе и другим признанным мастерам и теоретикам йоги.

Путь тантризма – это путь напряженного чувственного наслаждения, которое используется в йогических целях. Однако ни Аватар Кришна, ни мудрец-йог Патанджали, ни благословенный учитель и реформатор Гаутама Будда не верили в то, что освобождение духа и власть над материей могут быть достигнуты практикой чувственных наслаждений, даже если они и применяются в религиозных целях.

Крайне скептическое отношение к тантризму угадывается и в традиции современной Агни Йоги, основатели которой сомневались в духовной ценности тантрической садханы как пути к духу через материю.
В чем причина такого отношения к тантризму и тантрической йоге? Дело в том, что идеология тантризма почти всегда оказывала деструктивное влияние на моральный облик ее последователей. А могло ли быть иначе, если ими отвергались многие испытанные краеугольные принципы духовного совершенствования, выдержавшие тысячелетнюю историческую проверку? К тому же тантризм был пропитан аборигенным шаманизмом и магическими культами далеко не самого духовного свойства.

Современным поклонникам тантрической экзотики полезно было бы принять во внимание, что тантризм не так безобиден, как это кажется на первый взгляд. Его последователи устраивали человеческие жертвоприношения не только в далекие Средние века, но и в не так отдаленном от нас ХIХ веке. Тантрические колдуны любили охотиться за человеческими черепами, устраивать массовые сексуальные оргии и пиршества на кладбищах и местах кремации трупов. Неслучайно одну из сект тантриков-шиваитов называли капаликами – то есть носителями человеческих черепов, которые служили ритульными сосудами в магических обрядах. Одним словом, далеко нередко приверженцы тантр заканчивали свой «духовный» путь не освобождением от мира форм, а черной магией, некромантией и колдовством у разрытых могил. Довольно часто вся эта «садхана» дополнялась диким каннибализмом, конечно, опять в ритуальных целях. Секты тантриков-людоедов, некромантов и колдунов были распространены не только в Индии, но и в Непале и Тибете. Так, одной из причин масштабных реформ средневекового тибетского буддизма явилась деградация буддийской дхармы под влиянием тантризма. Много столетий буддисты – приверженцы гелуг-па («желтые шапки» - влиятельное течение в реформированном тибетском буддизме) были вынуждены противостоять колдунам и некромантам различных тантрических буддийских сект и древнего культа бон-по.
Изображение
«Никогда не обижай ведьму. Ибо никогда не знаешь с какими силами тебе придётся иметь дело. Она не просто женщина, она избранная духами первородными, и эти духи её берегут как зеницу ока, и мстят за её боль обидчику. Мстят очень жестоко и страшно».
Аватара пользователя
Вероника
Руководитель
Руководитель
 
Сообщения: 3518
Зарегистрирован: 19 фев 2011, 19:35
Откуда: Ростов-на-Дону

Вернуться в Йога




Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Русская поддержка phpBB
cron
Яндекс.Метрика