"Филиокве" у православных и католиков. Что общего

В этом разделе обсуждаем все что связано с католичеством

"Филиокве" у православных и католиков. Что общего

Сообщение Вероника » 06 май 2011, 19:16

«Филиокве» у православных и католиков. Что общего?
Беседа с православными
Я не буду доказывать кто говорит истину в вопросе исхождения Св. Духа, для меня и других католиков это очевидно и так. Я хочу показать, православным, что на самом деле спорить то и не о чем, так как и католики и православные не имеют каких либо сильных различий в этом учении.
Итак.
Католическое учение: Католическая Церковь верует, что рожденный извечно от Отца Сын получил от Него совершенно все, также и то, что Дух Святой может, исходить от Него, как Он исходит от Отца.
"Латинская традиция Символа веры исповедует, что Дух исходит "от Отца и Сына (Filioque)". Флорентийский собор (1438) разъясняет: "Существо и бытие Святого Духа исходят одновременно от Отца и Сына, и Он вечно исходит от Одного и Другого как от единого начала и единым дыханием... И поскольку все, что у Отца, Отец Сам дал Единородному Сыну, рождая Его, – все за исключением Своего Отцовства, – постольку Сын само это исхождение Святого Духа от Сына вечно получает от Отца, от Которого же вечно рожден"." (Катехизис Католической Церкви, 246)

Это учение опирается на авторитет Евангелия: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан.15:26)
«13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.» (Иоан.16:13-15).

И Св. Отцов церкви, как западных так и восточных: Из восточных: Св. Афанасий. († 373). «Сын есть источник Св. Духа». «Сын дает Духу, и все, что Дух имеет, Он имеет от Слова» (т.е. от Сына). «Дух благоухание и образ Сына». «Так как в Св. Троице единение и единство, то кто мог бы отделить Сына от Отца и Духа Святого от Сына или даже от Отца?» Было бы легко привести еще с десяток текстов, напр., из писем к Серапиону. Св. Епифаний († 403): «Веруем во Христа, от Отца, яко Бог от Бога, исходящего; и в Духа Святого от Христа, поелику от обоих исходит». «Дух Святой, исходящий от Сына». «Дух Святой исходит от Отца и Сына». «Дух Святой исходит от Отца и приемлет от Сына». Он «Бог, ибо исходит от Отца и Сына». «Он исходит от обоих». «Он исходит от Отца и Сына». (Цитаты взял из А. Волконского «Католичество и священное предание востока».)

Православное учение: Святой Дух - третье Лицо (ипостась) Святой Троицы, истинный Бог, единосущный и равнославный Отцу и Сыну. Вне времени исходит от Бога Отца и имеет все Божественные свойства - всеведение, вездеприсутствие, всемогущество, творение и промышление о мире. Действием благодати совершает возрождение и спасение душ и управляет Христовой Церковью...(Православная энциклопедия)

Так чему учат обе доминации, разберем:
И католики и православные учат что Дух Святой исходит от отца. Одинаково.
И католики и православные учат что в исхождении Св. Духа участвует и Отец и Сын. Одинаково.
И католики и православные учат что исхождение Св.Духа происходит прежде времен. Одинаково.
И католики и православные учат что исхождение Св.Духа подразумевает его исхождение через Сына. Одинаково
И католики и православные учат что исхождение во времени Св.Духа происходит от Отца и Сына. «Относительно же временного исхождения и православные, совершенно согласны с западными христианами, веруют, что Дух Святой исходит, т.е. посылается в мир не от Отца только, но и от Сына или, (что тоже самое), точнее через Сына» (Настольная книга Священ-церковно-служителя. Т. 2.стр 1726.) Одинаково

Единственное различие в том, что Православная Церковь учит, что Дух Святой не исходит от Отца и Сына (на латинском языке Filioque), в вечном, ипостасном исхождении, но от Отца через Сына. По учению же Католической Церкви, эти два образа понимания исхождения Духа Святого, восточной и латинской традиции, не противоречат друг другу, а дополняются.

По этому можно смело утверждать, что на самом деле различия в учении об исхождении Св. Духа у католиков и православных нет. Обе доминации на 99.999 % исповедуют одинаковое учение. А та тысячная доля отличия, не принципиальная кстати для католиков, является и не различием вовсе, а скорее, не правильно истолкованным термином. Ведь «Восточная традиция прежде всего отражает природу первопричины Отца по отношению к Духу. Исповедуя Духа как Того, Кто "от Отца исходит" (Ин 15,26), она утверждает, что Дух исходит от Отца через Сына. Западная традиция выражает, прежде всего, единосущное общение между Отцом и Сыном, говоря, что Дух исходит от Отца и Сына (Filioque). Она говорит это "согласно с законом и разумом", ибо извечный порядок Божественных Лиц в их единосущном общении подразумевает, что Отец есть первопричина Духа как "безначальное начало", но также, что как Отец Единородного Сына Он вместе с Ним составляет "единое начало, от которого исходит Святой Дух". Эта законная взаимодополняемость, если она не становится предметом обострения, не затрагивает существа веры в реальность той же исповедуемой тайны». (Катехизис Католической Церкви, 248)
Приведу очень упрощенную, но точную аналогию. Есть фонарик, от которого исходит свет. Как скажет католик: свет исходит от аккумулятора и лампочки. А православный скажет, свет исходит от аккумулятора через лампочку. И оба будут правы. Так и в исхождении Св. Духа, вся разница в разных выражениях одинаковой истины.

Причина же, по которой не могут об этом термине договорится, кроется, на мой взгляд, не в богословской плоскости, а моральной. Ведь именно стремление РПЦ к доминированию во вселенской церкви и является причиной разделения. Ведь давно известно из выступлений некоторых Архиереев и иереев РПЦ, что РПЦ сама претендует на главенство во вселенской церкви, поэтому здесь просто жажда власти и ничего более.

Что касается запрета на изменение Символа Веры то действительно изменять запрещено, но дополнить можно, ибо символ веры постоянно дополнялся, выкинуть из него нельзя, а добавить в случае появления новой ереси можно, и так и поступали Св. Отцы на соборах, с появлением очередной ереси, добавляли новый член символа веры. Так и добавление Филиокве, появилась как ответ на ересь Ария. Хорошо выразил различие между прибавлением новшеств и правильным толкованием веры св. Кирилл Алекс. Сказав о запрете Ефесского Собора вносить «другую веру», он ссылается на слова ап. Петра (1 Петр 3,15) «будьте всегда готовы... дать ответ (в вашем уповании)» и пишет: «... кто так поступает, ничего нового не прибавляет и не повинен во введении новшеств в изложение веры: он даже представляет вопрошающим более ясною ту веру, которую имеет о Христе».
И если в будущем появится новая ересь, то новый вселенский собор имеет право добавить новый член Символа Веры, направлений на искоренение этой ереси.
Изображение
«Никогда не обижай ведьму. Ибо никогда не знаешь с какими силами тебе придётся иметь дело. Она не просто женщина, она избранная духами первородными, и эти духи её берегут как зеницу ока, и мстят за её боль обидчику. Мстят очень жестоко и страшно».
Аватара пользователя
Вероника
Руководитель
Руководитель
 
Сообщения: 3518
Зарегистрирован: 19 фев 2011, 19:35
Откуда: Ростов-на-Дону

Вернуться в Католичество




Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Русская поддержка phpBB
cron
Яндекс.Метрика