"Как Вас называть, батюшка?"
(Из письма читательницы).
"Долго собиралась сходить в -----церковь, но как-то все--- не получалось.
А тут вдруг получилось ----- сходила.
И плакала потом------ горькими слезами от --обиды и досады.
Спросить -----ничего нельзя, старухи----- злые, туда ----не встань, отсюда--- уйди:
что я виновата, что---- ничего не знаю..."
Такое письмо------- не редкость в редакционной почте.
Вот-------- еще раз прочитала его и--- вспомнила, как однажды ------московский батюшка сделал в ---своей проповеди вот такое -"официальное заявление":
- Прошу вас,----- никогда ни о чем не спрашивайте в церкви--- старушек, они сами----- бывшие комсомолки двадцатых годов и сами ---ничего не знают.
Действительно, ------собственная моя практика, не-- такая большая, как------ хотелось бы, убеждает ---- прав московский батюшка.
Ставишь------свечку, а чтобы----- прочнее стояла она в ячейке на подсвечнике, слегка-- оплавишь ее нижний конец.
Подойдет------ неприветливая такая бабуля, платок--- на самых глазах, взгляд------ колючий,-- вырвет свечку:
- Что делаешь?
Нельзя------- низ свечки----- подпалять,---- грех...
Или насчет------ левой руки уличит:
- Левой рукой------- свечку?!
Ты что,----- с ума спятила?
Или во----- всеуслышание --отчитает молоденькую девочку, дерзнувшую войти в храм----- без платка.
Или------- больно толкнет в бок - не стой тут, тут для---- мужчин место.
Ой, как ---понятна эта обида, как долго---- не забывается она, и ноги никак------ не хотят свернуть-- второй раз на дорожку, ведущую к ---храму.
Но есть----- таблица умножения, которую мы все в свое время -------одолели, и теперь уже никто из нас не остановит на улице --------прохожего:
подскажи, приятель, сколько будет---- дважды два.
Точно такая --------"таблица умножения" есть и в--- церковной науке.
И лучше одолеть ее-----пораньше, чтобы----- самому, без лишней опеки и нравоучений,---- ориентироваться под сводами православного храма.
Я приглашаю вас на--------- некий урок, где никаких------ формул, никаких ----логарифмов, все предельно ------просто и понятно.
Дважды два...
Приходите в храм-------- пораньше, минут--- за двадцать до начала службы.
Тогда вы и встанете------ поближе, и будете иметь---- время в запасе, чтобы----- купить свечи.
Надо ли----- их обязательно покупать?
Конечно, к вам никто- не подойдет и------ не потребует этого, но свеча ------- малая жертва на храм, и каждая наша ---лепта с ------благодарностью принимается----- Богом.
А потом, раз уж----- пришли в церковь, как---- не поставить свечу перед святыми иконами, как----- не помолиться и не попросить...
С------- маленькой восковой свечечки и -----начинается наше практическое христианство, и-- наша благотворительность.
Хорошо бы ------одну свечу сразу поставить к ----праздничной иконе.
Она всегда располагается------- посреди церкви на---- аналое (четырехугольном столике с--- пологой доской).
Икона ------того праздника, который---- сегодня отмечается.
Праздников -------много, потому -----иконы на аналое постоянно ----меняются.
Иногда------- стоите в храме, а----- сзади протягивают вам----- свечку с просьбой----- передать к празднику.
Теперь знаем:
это в------- центр храма, к----- аналою.
Другие свечи можно поставить к -----образу Спасителя и Богородицы.
В-------- каждом храме есть------ такие иконы, к иконам мы ставим свечи о------ здравии наших родных.
Кроме -------Спасителя и Пречистой Его Матери, на иконах изображаются-------- святые.
Им мы -------тоже молимся о ----здравии (перед каждой иконой стоит ----подсвечник).
Святых в Русской Православной Церкви---- много, и каждый имеет свой ---------дар, свою----- особенность.
Николай Угодник (он же---- Чудотворец).
Ему обычно молятся о------- путешествующих.
Целитель Пантелеймон ------- его способность -----исцелять наши недуги--- известна хорошо.
Иоанн Креститель (Предтеча).
После ---------молитвы ему проходит----- головная боль.
Сергий Радонежский - помогает в------- учебе.
Иоанн Златоуст утешает в--- отчаянии.
Георгий Победоносец -------- охраняет жизнь- воинов на поле брани.
Священномученик Киприан и мученица Иустина спасают от------ колдунов-------- экстрасенсов и прочей --темной силы.
Теперь перед иконами ------затеплились наши свечи.
Пришло время подойти к ------месту в храме, которое называется -------канун (прямоугольный подсвечник с--- Распятием).
Именно-------сюда ставятся свечи об ------упокоении наших близких.
Вам------ не повезло:
в подсвечнике------- нет свободного места, и вы---- растерянно держите свечу в руках.
Ничего -----страшного:
положите ее аккуратно на------ подсвечник, служитель, спустя время, -------поставит ее в ----освободившуюся лунку.
Ставить свечу только----- правой рукой?
Если она вдруг------ потухла, жди----- несчастья?
Опалять------- нижний край ее --- смертный грех?
Все это околоцерковная------- чушь и никакого отношения к-----правде---- не имеет.
Свечи-------- поставили, а служба еще---- не началась.
Как хорошо, что мы пришли---- пораньше, у нас есть время подать ---поминальную записку.
В -------каждом храме есть так называемый ----свечной ящик.
Там продают ------свечи и там же -----принимаются записки.
Обычно где-то-------- неподалеку есть-------стол, на нем ----карандаши,------ листочки бумаги.
Спокойно,------- не торопясь,-- разборчиво ---напишите записку, в ней------- не должно быть----- больше десяти имен.
Записки бывают о -------здравии и -----об упокоении.
Имена в них пишутся в------- родительном падеже --- Георгия, Марии и т.д.
Если имя-- светское, в записке надо писать----- церковное:
не-------- Юрия, а ------Георгия, не ------Артема, а--- Артемия.
Ребенок до------ семи лет называется -младенцем (младенца Павла), а --------после семи до------ пятнадцати ----- отроком или отроковицей.
Ни------- фамилии, ни ----отчества, ни ----титулов, ни ----профессии в записках -------не пишется, а вот-------- "воина", ---"монаха", -----"болящего",------ "путешествующего" добавить----- надо.
Если записка об -------упокоении, до----- сорока дней пишется -------"новопреставленного", если в------- этот день у усопшего --------памятная дата (именины, день рождения), пишем ------ приснопамятного.
Так же пишем ------ убиенного.
А вот за-------- святых записки----- не подаем, мы просим --их молитв, они-------за нас молятся, а --не мы за них.
Записки подаются только за------- крещеных, за ------некрещеных людей ------церковь не молится.
Но вот и-------- свечи затеплены, и------ записки поданы.
Начинается----- служба.
Осеним себя -----крестным знамением и встанем ---- справа---- мужчины,------- слева------ женщины.
Такой------- порядок, и если------- муж с женой пришли на---- службу, придется----- ненадолго разлучиться.
Давайте напомним,------- как креститься.
Не торопитесь------- махать руками - знаем, знаем, не случайно батюшки в------ проповедях часто рассказывают о ----том, как следует------ правильно осенять себя крестом, и напоминают слова -------Евангелия от Луки:
"Верный в------- малом и во---- многом верен".
Сложенные-------- вместе -----три первых пальца----правой руки символизируют--- единство Троицы.
Два------ других мы ------плотно пригибаем к-----ладони (символ------ двух природ,-----Божественной и-- человеческой Иисуса Христа).
Сложенными перстами сначала касаемся --------лба (для --освящения ума), затем------ чрева (для освящения -----чувств), потом -----правого плеча и левого (для освящения -телесных сил).
Перекрестились.
Теперь------ небольшой поклон.
Почему?
Мы -------изобразили на себе------ крест, теперь мы-- ему -поклоняемся.
Кстати,------ обратите внимание, какого -------цвета сегодня облачения у ------священнослужителей.
Все цвета радуги в----- их гамме.
В------ белом служат батюшки ----великие праздники - Рождество, Богоявление, Вознесение, Преображение, Благовещение, Пасхальная утреня тоже начинается в белом.
Это символ Божественного----- нетварного света
В--------- красном служат на------ Пасху и до Вознесения.
Красный цвет----- - символ Божьей любви к----- человеческому роду.
Но это еще и цвет ------крови, поэтому в -----красных облачениях проходят службы в------ честь мучеников.
Желтый (золотой, оранжевый) ------ цвет ----славы, величия, достоинства.
В------- воскресные дни, в дни ----Господа-Царя Славы, служба проходит в------ желтых облачениях, а также в дни ----памяти пророков---, апостолов, святителей.
В---- зеленом служат на--------Троицу, в Вербное воскресенье (в каком же еще?).
А вот если праздник -------Богородицы ----- Рождество Ее, Успение, то тогда в-----голубом.
Цвет------ неба.
Он соответствует------- учению о Божией Матери, вместившей в Себя ------Небожителя.
Ну а в дни -------Великого Поста, конечно же, в----- черном.
Цвет----- плача и покаяния, отречения от----- мирской суеты.
Вот так, только по----- цвету облачений священников, можно ---------определить,------ какой сегодня праздник.
Но лучше, чем -------гадать, приобрести --церковный календарь, где указаны------- все праздники,------ дни постов,- месяцеслов, словарь имен и многое другое.
Бывает, по-- сложившимся обстоятельствам, нам надо подойти к --------батюшке и решить с ним----- какую-то проблему - уточнить ----день именин, пригласить на---- освящение дома, спросить что-то -----богословское...
Как --------обратиться к нему?
Ведь наше------ светское обращение -----"господин" или---- "товарищ" не подходит.
Да и к-------- стоящей за свечным ящиком ---женщине---- тоже надо как-то обратиться.
Ничего----- хитрого здесь нет.
Христиане ------ одна семья, а в семье все друг другу---- родные, поэтому ------наилучшее обращение к мирянам ---- брат и сестра, а если женщина --------пожилая или----- жена батюшки, то --матушка.
А вот----- священник ------ батюшка или отец
. Но если ------отец - добавляем имя ----- отец Петр, отец Иоанн.
К----- диакону обращаемся ------- отец диакон, к -----настоятелю храма или монастыря ------ отец настоятель.
Иногда говорят ------- святой отец.
Не------ надо бы, ведь------ святость человека познается только после---- его смерти.
Некоторые------ "новички" ----наблюдают, как в храме к --батюшке подходит то----- один прихожанин, то------ другой, -складывают руки...
А-------- сами подойти----- боятся,--- конфузятся, вдруг что-то ----не так, вдруг -----заругают.
Это------ благословение.
И подходить под------ благословение для всех нас --существенная духовная поддержка.
Опять же нет здесь ----ничего мудреного.
Благословение имеет------- несколько значений.
Первое ------
- приветствие.
Поздороваться со священником----- за руку имеет право только ------равный ему----- по сану, все------ остальные у него -----благословляются.
Для этого ----------кисти рук нужно сложить------ вместе ладонями -----вверх-------, правую поверх -----левой, принять в них ------благословляющую руку и---- поцеловать (облобызать) ее в знак -----почтения к священному сану.
Можно ли подойти к----- батюшке под благословение ----вне храма, на------ улице, в------- гостях?
Можно.
Приветствие -------- это лишь------ одно значение благословения, второе -------- разрешение, дозволение, напутствие.
- Батюшка,----- благословите поехать в отпуск.
- Батюшка,------ благословите сдавать экзамены.
- Батюшка,--- благословите начать пост.
И опять складываем -----ладони, и опять ----целуем священническую десницу.
Пока------ стоим на службе, тоже ------получаем благословение.
Каждое-------- утро, взойдя на -----солею, небольшое возвышение перед иконостасом, священник возглашает:
"Благословение Господне------ на вас..."
или произносит:
"Мир------ всем!".
В ответ мы------- смиренно преклоняем головы, а вот-- рук -------не складываем, ведь батюшки рядом----- нет.
Закончилась-------- служба.
Всем, кто ---------подавал записки, можно------ опять подойти к --свечному ящику и------ получить просфору ---- белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением---- святой воды.
Просфора -------- слово греческое, означает оно----- "приношение"...
Был -------обычай у первых христиан - приносить из дома----- хлеб для --------совершения таинства Причастия.
Сейчас--------просфоры пекут в пекарнях при--- храмах.
Во время --------Литургии из просфор вынимаются ---частицы в память------- тех, кого мы----- поминаем в своих записках, и после того, как частицы ------вынуты, просфора---- возвращается к нам.
Это----- святой хлеб и вкушать его надо----- натощак, со------- святой водой и-- молитвой.
Вот----- текст такой молитвы:
"Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь".
После----- утренней службы в храмах служатся------ молебны.
Что такое------ молебен?
Краткая------- молитва о----- конкретных наших нуждах.
"Коротенько да------- горяченько",-
учил нас преподобный-----Амвросий Оптинский.
Вот как раз------- на молебне и------помолимся...
Заболели?
Помолимся о---- недужных.
Задумали------- важное дело?
Попросим----- помощи Божьей.
Отправляемся в------ путь?
Есть----- напутственный молебен.
Заказать молебен можно все за тем же------ свечным ящиком, где мы покупали---- свечи и оставляли записки.
Надо только указать------ имя того, за---- кого молебен совершается.
Есть----- такая практика:
закажут--------молебен и------ уходят домой.
Конечно же, лучше -------остаться и -----помолиться вместе со священником.
Есть еще молебны и -----общенародные.
Церковь молится при-------- ненастье или при----- засухе, есть --------новогодний молебен, есть молебен от----- нечистых духов, есть от------ недуга пьянства.
Но------- особенно надо помнить о----- благодарственных молебнах.
Помог------ Господь--, выбери время, -------приди в храм,------ отслужи молебен, -------поблагодари.
Детей приучить--------неплохо:
сдал -----экзамен в школе, давай сходим,------ закажем молебен, например, преподобному----- Сергию Радонежскому, он ведь у нас ---помогает в учении...
День, когда мы были в -------храме,-----не напрасно прожитый день.
Мы поминаем -----родных и близких, участвуем в -----богослужении, мы молимся за------- тех, кому------ плохо, и---благодарим за Божью милость.
Мы учимся -------смиряться и быть----- лучше, учимся---- каяться и радоваться, ------терпеть и ликовать.
И не надо----- растерянно смотреть по сторонам,----- конфузиться и тем более -----гневаться, если вдруг что-то сделали-- не так и получили за это------- "не так" сверх меры.
Давайте и будем------ на лучших образцах привередливых -----"бывших комсомолок двадцатых годов" учиться-- сносить чужую брань и ------чужую невоспитанность.
Но можно и совсем с ------другого бока посмотреть
Разве заслуживаем мы------ почтительного поклона и---- распростертых объятий, если, почти---- прожив жизнь, все как-то не удосужились------- одолеть простую церковную "таблицу умножения", потратив------- пропасть сил и пропасть времени на одоление --высшей математики нашего --------суетного бытия, ее хитроумных ---логарифмов и------- утомительного извлечения корней?
Наталья Сухинина