
«В Мое воспоминание»
Евангелия от Матфея, 26:20-29; от Марка,
14:17-25; от Луки. 22:14-23; от Иоанна, 13:18-30

«Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал:
приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
Также и чашу после вечери, и сказал:
сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет»
(1 Кор. 11:23-25).

Гефсимания
Евангелия от Матфея, 26:36-56; от Марка. 14:32-50; от Луки, 22:39-53; от Иоанна, 18:1-12
В сопровождении учеников Спаситель медленно направился в Гефсиманский сад.
Полная пасхальная ---луна сияла на безоблачном небе.
Тишина объяла спящий стан паломников.
Иисус, как всегда, откровенно беседовал со Своими учениками, ---наставлял их, но, приблизившись к----- Гефсимании, вдруг ----замолчал.
Он---- часто приходил сюда, чтобы--- помолиться и поразмышлять, но -----никогда Его сердце так не скорбело,--- как в эту ночь, в предчувствии последних мучений.

Иуда
История Иуды – это история о----- печальном конце человека, которого Бог мог бы---- увенчать славой.
Если бы Иуда------ умер накануне своего последнего путешествия в Иерусалим, он, возможно, был бы причислен к ------двенадцати и оставшиеся---- сожалели бы о нем.
То------ отвращение, которое--- испытывают к нему люди на протяжении многих веков, объясняется -----его поступками-- в конце жизненного пути.
Его характер был---- раскрыт перед всем миром --не случайно.
История Иуды – это предостережение -----тем, кто, подобно ему, ---обманывает священное доверие.

Схватившие Иисуса -----поспешно повели Его через поток Кедрон, мимо--- садов и оливковых рощ по притихшим улицам спящего города.
Было уже---- за полночь, и крики шумной толпы--- шедшей за Ним, ----нарушали тишину.
Спаситель был----- связан.
Он шел в окружении-- охранников, и каждый---- шаг давался Ему с --трудом.

На суде Пилата
Евангелия от Матфея, 27:11-31; от Марка, 15:1-20; от Луки, 23:1-25; от Иоанна, 18:28-40; 19:1-16

В зале римского суда Христос--- стоял перед Пилатом, римским правителем, связанный,---- как узник.
Он был окружен охранявшими Его воинами.
Зал----- до отказа заполнили люди.
У входа стояли члены синедриона, священники, правители, старейшины и чернь.
Осудив Иисуса, совет синедриона пришел к Пилату, чтобы тот---- утвердил приговор и- привел его в исполнение.
Но---- войти в римское судилище иудейские вожди -не пожелали. Согласно-- иудейской традиции, это -осквернило бы их и помешало бы принять участие в- праздновании Пасхи.
В своей ---слепоте они -не сознавали, что их сердца уже- осквернены ненавистью и жаждой убийства.
Они-- не понимали, что-- настоящим пасхальным Агнцем был-- Христос, а после того как они--- отвергли Его, этот великий праздник -утратил свое значение.
Когда Спасителя привели--- в зал суда, Пилат- враждебно посмотрел на Него.
Римского правителя подняли- буквально с постели, и он --торопился выполнить свои обязанности как можно скорее.
С узником он был готов обойтись- со всей строгостью.
С суровым видом он повернулся, разглядывая-- Того, Кого предстояло допросить
. Ради---- кого его вызвали в такой ранний час?
Он знал, что это был-- Тот, Кого иудейские правители хотели-- осудить и казнить -как можно скорее.
Пилат посмотрел на-- стражей Иисуса, а затем его испытующий взгляд остановился--- на Нем Самом.
Немало пришлось ему --повидать на своем веку, но- никогда еще перед ним не стоял-- столь благородный и благочестивый человек.
На Его лице Пилат не заметил -ни малейшего следа вины, страха или дерзости.
Перед ним был-- человек, державшийся -спокойно и величаво.
Его лицо---- не походило на лицо преступника,- напротив, на нем --лежал отсвет Неба.
Христос--- не мог не понравиться Пилату.
Все--- доброе пробудилось в душе римского наместника.
Он-- и раньше слышал об Иисусе и Его делах, и жена говорила ему что-то о чудесах, которые творил этот галилейский пророк, исцеляя больных и воскрешая мертвых.
Все это теперь--- всплыло в памяти Пилата, как- забытый сон.
Ему припомнились--- необыкновенные случаи, о которых рассказывали разные люди.
И он решил потребовать от иудеев ответа:
в -----чем они обвиняют этого узника?
Кто этот Человек и почему вы привели Его? -
спросил он. -
В чем вы--- обвиняете Его?
Иудеи пришли в -----замешательство.
Они хорошо понимали, что --ничем не могут подтвердить свои обвинения против Христа, и стремились -избежать публичного суда. Они ответили, что Он----- обманщик по имени Иисус из Назарета.

И снова Пилат спросил:
"В чем вы---- обвиняете Человека Сего?"
Священники----- не ответили на его вопрос, но раздраженно сказали:
"Если бы Он------- не был злодей, мы--- не предали бы Его тебе".
Если члены синедриона,----- первые люди нации, приводят к тебе человека, которого они считают---- достойным смерти, зачем --интересоваться, в чем Его обвиняют?
Своей--- внушительной внешностью иудеи надеялись произвести ---впечатление на Пилата и заставить его выполнить их просьбу-- без долгих предварительных расспросов.
Они желали лишь--- скорейшего утверждения своего приговора, потому что знали:
многие---- свидетели чудес Христа могут рассказать о Нем -нечто совершенно------ отличное от той-- лжи, которую они сейчас повторяли.
Зная---- слабохарактерность и нерешительность Пилата, священники думали, что--- без труда добьются осуществления своих планов. Бывало, он--- легко утверждал их приговор, посылая на смерть людей, которые, как священнослужители прекрасно знали,- не заслуживали такой участи.
Для Пилата----- жизнь узников- не стоила и гроша, ему было -безразлично, виновен человек или нет.
Священники---- надеялись, что и ---теперь Пилат приговорит Иисуса к смерти- без допроса.
Они просили сделать им---- одолжение по случаю-- великого народного праздника.
Но от узника исходила---- некая сила, -удерживавшая Пилата от подобного шага.
Он просто---- не решался так поступить.
Замыслы священников были--- очевидны.
Пилат вспомнил и --то, что недавно Иисус--- воскресил Лазаря, пролежавшего- четыре дня во гробе.
И прежде --чем подписать приговор, он решил- узнать, в чем же -обвиняют Христа и- обоснованны ли эти обвинения.
"Если вашего осуждения--- достаточно,
- сказал он, -
почему вы привели узника- ко мне?
Возьмите----- Его и судите- по вашим законам"
. Священники вынуждены были ответить, что они уже-- осудили Христа, но хотят заручиться---- согласием Пилата, чтобы приговор-- имел силу.
"И каков ваш ----приговор?" -
спросил Пилат.
"Смерть, -
ответили они.
- Но у нас нет---- полномочий привести этот приговор- в исполнение".
Они просили Пилата поверить им---- на слово, что Христос--- виновен, и- утвердить приговор.
Всю ответственность----- за последствия они брали -на себя.
Пилата нельзя было назвать- справедливым и добросовестным судьей, да и в---нравственном отношении он вовсе --не был безупречен, но ---выполнить их просьбу он- отказался.
Он------ не осудит Иисуса, пока ему не скажут, в-- чем Его обвиняют.
Священники оказались- перед выбором.
Они понимали, что должны---- скрыть свои истинные побуждения как можно--- тщательнее, чтобы у Пилата-- не создалось впечатления, будто Христос схвачен- по религиозным мотивам.
Если бы это стало ---известно, все их ----обвинения потеряли бы -силу.
Они решили представить Иисуса нарушителем-- гражданского закона. Тогда Его можно будет осудить-- за политические преступления.
Среди иудеев очень часто возникали--- волнения и восстания ---против римских властей.
Римляне обходились с -----восставшими --очень сурово и все время были начеку, чтобы подавлять малейшие всплески народного негодования.
Совсем--- недавно, всего лишь --несколько дней назад, фарисеи пытались--- уловить Христа, спрашивая Его:
"Позволительно ли давать---- подать--- кесарю?"
Но Христос---- разоблачил их лицемерие.
Присутствовавшие там римляне были свидетелями---- полного провала заговорщиков и их замешательства, когда Он ответил:
"Отдавайте -----кесарево --кесарю"
(Лк. 20:22-25).

И теперь------ священники в соответствии -----со своими замыслами намеревались представить--- учение Христа в- искаженном виде.
Им---- ничего не оставалось делать, как обратиться к -----лжесвидетельству, и они начали обвинять Его, говоря:
"Мы нашли, что---- Он---- развращает народ наш и запрещает давать --подать кесарю, называя Себя ---Христом царем".
Эти------- три пункта ----не имели никакого основания.
Священники -----знали это, но они были готовы--- солгать, лишь бы -добиться своего.
Пилат видел их-- насквозь.
Он----- не верил в то, что--- арестованный замышлял-- свергнуть правительство.
Его---- кроткий и смиренный вид ни в малейшей мере не --соответствовал этому обвинению.
Пилат был--- убежден, что тут какой-то- тайный заговор, составленный с--- целью-- уничтожить невинного человека, в чем-то -мешавшего иудейским правителям.
Обратившись к--- Иисусу, он спросил Его:
"Ты--- Царь Иудейский?"
Спаситель ответил:
"Ты говорить".
И когда Он----- произнес это. Его лицо--- осветилось, как будто на Него --упал солнечный луч.
Услышав Его ответ, Каиафа и бывшие с ним призвали Пилата ----засвидетельствовать, что Иисус--- признался в совершении преступления, в котором Его обвиняли.
Возбужденные священники, книжники и правители требовали вынести Ему-- смертный приговор.
Их крики---- подхватила толпа, и шум поднялся -невыносимый.
Видя, что Иисус--- ничего не отвечает своим обвинителям, Пилат -смутился.
Он сказал Ему:
"Не ------слышишь, сколько свидетельствует--- против Тебя?"
Но Иисус и на---- это -ничего не отвечал.
Стоя---- позади Пилата, на виду у всего народа, Христос слышал ---поношения в Свой адрес, но на все -лжесвидетельства --не отвечал ни слова.
Его облик и поведение свидетельствовали об--- абсолютной невиновности.
Невозмутимый, Он стоял среди--- бури, которая--- неистовствовала вокруг.
Казалось, что--- тяжелые валы гнева, поднимающиеся все выше и выше, подобно волнам разбушевавшегося океана,- ударялись о Него, но--- не вредили Ему.
Он стоял---- молча, но это---- молчание было--- весьма красноречивым.
Казалось, из---- глубины Его естества-- исходит свет.
Пилат был----- изумлен поведением Иисуса.
Неужели этот человек---- не хочет спасти Свою жизнь?
Он так---- безразличен к суду, размышлял Пилат.
Глядя-- на Иисуса,- не отвечавшего на оскорбления и насмешки, он ---чувствовал, что Иисус не может быть таким же- неправедным и нечестивым, как- кричащие священники.
Надеясь узнать у Него--- истину и--- усмирить волнение толпы, Пилат ---отозвал Иисуса в сторону и снова спросил Его:
"Ты ----Царь Иудейский?"
Иисус---- не дал прямого ответа на этот вопрос.
Зная, что Святой Дух действовал на Пилата, Он предоставил ему возможность откликнуться на голос совести.
"От------- себя ли ты говоришь это, или --другие сказали тебе о Мне?" -
спросил Он.
Другими словами, что----- вызвало вопрос Пилата:
обвинение---- священников или желание принять-- свет от Христа? Пилат-- понял, что имел в виду Христос.
Но его сердце обуяла ----гордыня, - он не хотел повиноваться- голосу совести.
"Разве я---- Иудей? -
сказал он.
Твой народ и первосвященники предали Тебя мне;
что Ты--
сделал?"
Пилат -----упустил редкую возможность, но Иисус-- не оставил его без света.
Прямо не отвечая на вопрос Пилата, Он тем не менее четко объяснил, -----для чего пришел в этот мир, и дал---- понять Пилату, что ---не домогается земного престола.

"Царство Мое------ не от мира сего,
- сказал Христос,
- если бы от----- мира сего было---- Царство Мое, то--- служители Мои-- подвизались бы за Меня, чтобы Я-- не был предан Иудеям;
но ныне царство Мое-- не отсюда.
Пилат сказал Ему:
Итак Ты---- Царь?"
Иисус отвечал:
"ты говоришь, что--- Я ---Царь;
Я на----- то родился и на-- то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о--- истине;
всякий, кто от------ истины, слушает-- гласа Моего".
Христос----- подтвердил, что-- Его слово само по себе является -----ключом к пониманию тайны для тех, кто готов -принять это слово. Оно обладало--- самоутверждающей силой, и в этом была--- тайна успешного распространения Его царства .правды.
Иисус хотел, чтобы Пилат--- понял:
только----- приняв и усвоив--- истину, он мог--- исправить свой испорченный характер.
Пилат--- стремился познать истину, хотя и был в- смятении.
Его сердце ---радостно откликнулось на слова Спасителя, и он горел желанием---- узнать,- в чем же заключается истина и как он может принять ее.
"Что есть-- истина?" -
спросил он.
Но----- не стал ожидать ответа.
Шум, раздавшийся---- снаружи, напомнил ему о -том, чем он должен заниматься сейчас.
Священники потребовали--- немедленных действий.
Выйдя к иудеям, Пилат твердо объявил:
"Я никакой----- вины-- не нахожу в Нем".
Эти слова, произнесенные ------судьей-язычником, были----резким укором лживым и вероломным правителям, обвинявшим Спасителя. Когда священники и правители---услышали это из уст Пилата, их ---разочарованию и гневу- не было предела.
Они давно составили----- заговор и ждали- удобного момента.
Сейчас,----- поняв, что Иисус может быть-- освобожден, они были готовы--- разорвать Спасителя на куски.
Они громко----- укоряли Пилата и--- угрожали ему--- судом высшего римского правительства.
Они обвиняли его в ---том, что он --отказывается осудить Иисуса, Который, по их утверждению,--- восстал против кесаря.
Слышались злобные голоса, заявляющие, что развращающее влияние Иисуса хорошо всем известно.
Священники сказали:
"Он----- возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места".
В этот момент------ Пилат вовсе-- не намеревался осуждать Иисуса. Он----- знал, что иудеи обвиняют Его ---по злобе и предубежденности. Он- знал свой долг.
По ---справедливости Христа надлежало- немедленно освободить
. Но Пилат----- опасался, что люди--- вознегодуют, если он---- откажется предать Иисуса в их руки, начнется-- волнение, и это -страшило его.
Когда он узнал, что Христос из--- Галилеи, то решил послать Его к ---Ироду, правившему в этой провинции, который как раз находился в Иерусалиме.
Пилат надеялся------- всю ответственность за ---осуждение Иисуса -переложить на Ирода.
Ему также представилась хорошая возможность уладить ---старую ссору между ним и Иродом.
И он этого----- добился.
После------ суда над Спасителем---- они стали друзьями.

Пилат -----снова отдал Иисуса ---охране, и под градом насмешек и оскорблений толпы Его увели в----судилище Ирода.
"Ирод,----- увидев Иисуса,-- очень обрадовался"
. Он никогда до этого --не встречался со Спасителем, но "давно желал видеть Его, потому что--много слышал о Нем и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо".
Руки Ирода были--- обагрены кровью- Иоанна Крестителя.
Когда Ирод--- впервые услышал об Иисусе, он сильно испугался и сказал:
"Это----- Иоанн, которого я---- обезглавил;
он ----воскрес из--- мертвых, и потому чудеса делаются им"
(Мк. 6:16; Мф. 14:2)
. И все же Ирод----- желал увидеть Иисуса.
Теперь ему представилась- возможность спасти-- жизнь этому Пророку, и он надеялся--- навеки изгладить из своего сознания видение -----окровавленной головы- другого пророка, принесенной ему на блюде.
Кроме---- того, он хотел удовлетворить свое-- любопытство и надеялся, что, если Христу пообещать---- освобождение. Он сделает для него-----все, что- ни попросишь.
Многочисленная толпа священников и старейшин сопровождала Христа на пути к Ироду.
Когда Спасителя--- ввели во дворец, эти вельможи возбужденно изложили обвинения против Него.
Но Ирод---- почти не обратил на них внимания.
Желая задать несколько вопросов Иисусу, он велел им--- замолчать, приказал-- освободить Христа от оков и упрекнул врагов Его в жестоком отношении к Нему.
С---- состраданием глядя на безмятежное лицо Искупителя мира, он видел Его--- мудрость и чистоту.
Он,---- как и Пилат, был--- уверен, что Христа обвинили лишь по --злобе и зависти.
Ирод------ задал Христу много вопросов, но ---Спаситель- молчал.
По приказу царя позвали----- калек и дряхлых стариков, и Христу предложили, --совершив чудо,--- доказать, что Он- тот, за-- кого Себя выдает.
"Говорят, что Ты можешь------ исцелять больных,
- сказал Ирод. -
Я хочу------ убедиться, что Ты пользуешься -заслуженной славой".
Иисус----- не ответил, а Ирод продолжал--- понуждать Его:
"Если Ты можешь -------совершать чудеса ради --других, так сделай их ради----- собственного блага, и это окажет Тебе-- хорошую услугу".
Снова он повелел Ему:
"Дай нам------ знамение, что Ты имеешь---- власть, которую молва ---приписывает Тебе".
Но Христос, казалось,------ не слышал и не видел ничего.
Сын Божий принял на Себя ----человеческую природу, и Он должен был поступать------ так, как поступает-- человек в подобных обстоятельствах.
Поэтому Он------ не совершит чудо, чтобы спасти- Себя от боли и унижения, которые пришлось бы перенести любому человеку, оказавшемуся в таком положении.
