Стрессовые и угрожающие переживания часто вызывают тревожность. Как же мы можем справиться с этим неприятным состоянием? Психологи, придерживающиеся психодинамического подхода, идентифицировали различные защитные механизмы, защищающие нас от тревожности. Возможно, вы не всегда осознаете это, но, вероятно, используете некоторые из описанных далее защитных механизмов
Психологическая защита: психическое карате
В угрожающей ситуации у человека возникает неприятное чувство, а именно тревога. Человек, испытывающий тревогу, ощущает напряжение, неловкость, беспокойство, он легко раним. Все это может привести человека к методу сосредоточенности на эмоциях, который по своей природе является ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ защитой. Так как тревога неприятна я неудобна для нас, мы обычно стараемся набегать ее. Механизмы психологической защиты позволяют нам снизить тревогу, вызванную стрессовой ситуацией или нашими промахами.
Какие защитные механизмы снижают тревогу?
Защитные механизмы — это любой процесс, с помощью которого можно избежать, отрицать или исказить источник угрозы или тревоги. Защитные механизмы также помогают нам наладить идеализированный образ нашего Я, так чтобы нам было комфортно жить с самими собой. Зигмунд Фрейд впервые идентифицировал многие виды зашиты и предположил, что эти механизмы действуют бессознательно. Зачастую защитные механизмы формируют пробелы в нашем осознании ситуации. Например, я знаю очень скупого человека, который совершенно не осознает, что он скуп.
Каждый из нас в то или иное время использовал защитные механизмы. Давайте рассмотрим некоторые наиболее распространенные из них.
Отрицание. Один из самых основных видов защиты — это отрицание (когда человек защищает себя от неприятной действительности или отказывается принять все так, как есть, и поверить в это). Отрицание непосредственно возникает в случае смерти, болезни и аналогичных болезненных и угрожающих событий. Например, если вам вдруг скажут, что вам осталось жить три месяца, как вы отреагируете? Ваша первая мысль скорее всего будет такая; «Ну, кто-то, наверное, перепутал рентгеновские снимки», или: «Врач, должно быть, ошибается», или просто: «Это не может быть правдой!» Точно так же отрицание и неверие — самые распространенные реакции на неожиданную смерть друга или родственника: «Этого просто не может быть. Я не верю в это. Я просто в это не верю!»
Вытеснение. Фрейд заметил, что его пациенты испытывали сильные трудности, когда вспоминали о шокирующих или травмирующих событиях детства. Казалось, что мощные силы мешали осознанию этих болезненных воспоминаний. Фрейд называл это вытеснением. Он верил, что мы защищаем самих себя, подавляя угрожающие мысли и импульсы. Ощущение враждебности по отношению к члену семьи, имена людей, которые нам не нравятся, и прошлые неудачи — наиболее распространенные объекты вытеснения.
Формирование реакции. Мри этом механизме защиты импульсы не просто вытесняются; но преувеличенно противоположное поведение сдерживает проявление таких эмоций. Например, мать, бессознательно отвергающая детей, в процессе формирования реакции может стать до абсурдного заботливой и всепрощающей. А ее подлинные мысли «я их ненавижу» и «как бы я хотела, чтобы они ушли» замещаются на такие «я люблю их» и «я не знаю, что бы я без них делала». Враждебные импульсы обмениваются на «избыток любви», так что ей и не придется допускать мысль о том, что она ненавидит своих детей. Таким образом, основная идея в формировании реакции состоит в том, что человек действует противоположным образом, чтобы блокировать угрожающие импульсы или чувства.
Регрессия. В самом широком смысле регрессия — это возвращение к более ранним и менее сложным ситуациям и привычкам. Большинству родителей, у которых появился второй ребенок, приходится примириться с некоторой регрессией у старшего ребенка. Ребенок постарше, когда чувствует угрозу первого соперника и борется за любовь родителей, может специально изменить свою речь на более детскую, начинает мочиться в кровать или ведет себя слишком инфантильно после того, как появляется второй ребенок. Если вы когда-либо видели, как ребенок скучал по дому в летнем лагере или на каникулах, то вы наблюдали регрессию. Взрослый, охваченный вспышкой гнева, или человек, состоящий в браке, который «едет домой к матери», также демонстрирует регрессию.
Проекция — бессознательный процесс, защищающий нас от тревоги, которую мы бы почувствовали, если бы увидели собственные ошибки. Человек в процессе проекции, как правило, склонен приписывать свои чувства, промахи или неприемлемое поведение другим людям. Проекция снижает тревогу, преувеличивая негативные черты других людей. Это оправдывает действия человека и отвлекает его внимание от личных неудач.
Автор однажды работал у одного жадного владельца магазина, обманывавшего большое число покупателей. Этот человек считал себя опорой общества и добрым христианином. Как он оправдывал свою жадность и бесчестность? Он считал, что всякий, кто входил в его магазин, собирался обмануть его самого, как только мог. На самом деле маю у кого из покупателей были те же мотивы, что и у него, но он проецировал на них свою собственную жадность и бесчестность.
Рационализация. Каждому учителю знаком этот странный феномен: в день экзамена сильная волна несчастий прокатывается по городу. Матери, отцы, сестры, братья, тети, дяди, бабушки, дедушки, друзья, родственники и домашние животные заболевают или умирают, У автомобилей внезапно глохнут моторы. Книги теряются или их крадут, будильники останавливаются навеки и отказываются звонить.
Придумывание предлогов возникает из естественной тенденции объяснить наше поведение. Рационализация возникает, когда мы оправдываем собственное поведение и создаем «рациональные», но ложные основания для него. Когда вам удается придумать разумное и убедительное объяснение собственного поведения — но не настоящую причину, — вы занимаетесь рационализацией. Например, Тейлору не удалось сдать задание, которое он получил еще в начале семестра. Вот какое объяснение он представил профессору:
Моя машина сломалась два дня назад, и я смог только вчера добраться до библиотеки. Затем я не мог достать все книги, которые мне были нужны, потому что некоторых из них не было на месте, однако я написал сколько смог. А вчера вечером последняя капля, - у меня кончился картридж в принтере, и так как все магазины были закрыты, я не смог сдать задание вовремя.
Когда его спросили, почему он откладывал задание на последний день (настоящая причина состояла в том, что он сдал его слишком поздно), Тейлор предложил еще целый ряд обоснований.
Все описанные здесь защитные механизмы представляются совершенно нежелательными. Есть ли у них положительная сторона?
Люди, стишком часто прибегающие к защитным механизмам, становятся менее приспособленными, так как они тратят большое количество эмоциональной энергии на то, чтобы контролировать тревогу и поддерживать нереалистическое представление о себе. В защитных механизмах все же есть польза. Зачастую они помогают нам стойко перенести непосредственную угрозу. У нас появляется время, чтобы справиться с угрозой эффективнее и сосредоточиться на проблеме. Если вы в поведении, описанном нами, узнали и свое собственное, то это не означает, что вы стали безнадежно защищать себя. Как отмечалось раньше, большинство людей время от времени прибегают к защитным механизмам.
Два способа защиты гораздо более позитивны — это компенсация и сублимация.
Компенсация. Компенсаторные реакции — это виды защиты от чувства неполноценности. Человек, у которого есть дефект или слабость, может многое сделать, чтобы преодолеть собственную слабость или компенсировать ее, отличившись и других сферах. Одним из пионеров «железной воли» в Америке был Джек Лалэнн, который сделал успешную карьеру в бодибилдинге, несмотря на то что был необычайно худой и болезненный молодой человек. Или, точнее, это было из-за того, что он был худой и болезненный. Есть много способов увидеть компенсацию в действии. Ребенок-заика может стать превосходным участником в школьных дебатах. Достижения Франклина Д. Рузвельта начались после того, как его разбил паралич. С детства Хелен Келлер не могла ни видеть, ни слышать, однако она стала выдающимся мыслителем и писательницей. Док Уотсон, Рей Чарльз, Стиви Уандер и многие другие выдающиеся музыканты были слепыми.
Сублимация. Стратегия защиты, называющаяся сублимацией, определяется как вымещение фрустрированных желаний (в особенности сексуальных) при помощи социально приемлемой деятельности. Фрейд считал, что искусство, музыка, танцы, поэзия, научные исследования и другие виды творчества служат переводу сексуальной Энергии в продуктивное поведение. В действительности почти любое сильное желание можно сублимировать. Например, очень агрессивный человек окажется социально приемлемым, если станет профессиональным солдатом, боксером или футболистом. Жадность можно преобразовать в успешную деловую карьеру. Ложь можно сублимировать в умение рассказывать истории, литературное творчество или политику.
Представляется, что сексуальные мотивы чаще всего сублимируются. Фрейд весело бы проводил время, если бы занялся такими современными видами развлечений, как серфинг, езда на мотоцикле, спортивные гонки, танцы, или бы стал играть рок — и это лишь малая часть подобных видов развлечений. Люди получают удовольствие от каждой подобной деятельности по разным причинам, однако трудно не заметить сексуальную символику каждого занятия такого рода.