В настоящее время многие специалисты в области искусства, археологии, антропологии, психотерапии и психологии продолжают традицию изучения Мандал. Мандала (санскр. mandala – «круглый, круговой, круг, диск») – это универсальная символическая модель мироздания и человеческого сознания, космических процессов, галактических циклов и жизненного принципа всех живых существ. Мандалы могут быть в виде огромных стен или же в виде маленьких картинок, их можно нарисовать на ткани или бумаге, вышить с помощью цветных ниток на ткани, создать из песка и цветных зерен риса. В некоторых случаях их делают объемными из бронзы или глины, а в наши дни — также с помощью компьютерных программ.
В зависимости от сюжета, мандалы могут иметь совершенно разные формы. Хотя в основном они считаются существенными объектами для медитации, для некоторых людей они являются высшей формой искусства, формой самовыражения и обнаружения собственной сущности. Существуют бесконечное число мандал, как и форм понимания самого себя. В основном, мандала состоит из серии концентрических кругов, наполненных различными формами, которые предполагают связи и переходы между бесконечными измерениями реальности.
Мандала – это «карта космоса», космограмма. Это и земля, и человек, и атом, входящий в основу человеческого существа, и Галактика, для которой Земля – тоже атом. Наиболее полного развития мандала достигла в Индии и Тибете - и как жанр искусства, и как ритуальный медитативный символ. Мандала представляет собой тайный рисунок или диаграмму, которая, как правило, симметрична и напоминает скорее геометрический чертеж, нежели художественное произведение. Мандала представляет собой внешний круг с вписанным в него квадратом, в который, в свою очередь, вписан внутренний круг, периферия которого обозначается обычно в виде восьмилепесткового лотоса. Квадрат ориентирован по сторонам света, посередине каждой из его сторон находятся Т-образные врата, продолжающиеся вовне, за пределами квадрата. Это ворота во Вселенную. В медитативном отношении, мандала - это символическое изображение центра, сущности и источника энергии. Не случайно, швейцарский психолог Карл Юнг в называл центральным пунктом в психике человека мотив мандалы. Он был первым, кто познакомил с идеей мандалы западных исследователей. В своей автобиографии, «Воспоминания, сны, размышления», Юнг рассказывает, как в 1916 г. он нарисовал свою первую мандалу, а спустя два года уже ежедневно зарисовывал в своем блокноте новые мандалы. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает его внутреннюю жизнь на данный момент, и стал использовать эти рисунки, чтобы фиксировать свою «психическую трансформацию».
Таким образом, Юнг пришел к выводу, что метод мандалы - это путь к нашему центру, к открытию нашей уникальной индивидуальности, это «зримая проекция психического», «стремление к целостности», «защитная функция психологически дезинтегрированных». Юнг полагал, что все в нашей психике организовано посредством некой точки (центра), который сам по себе является источником энергии. «Ее энергия проявляется в непреодолимом стремлении и потребности стать тем, кто я есть, поскольку каждый организм, невзирая на обстоятельства, движется к обретению формы, совпадающей с его природой. Этот центр ощущается и мыслится не как «эго», а как самость» (то есть, наше глубинное Я). Это опыт прошлого, настоящего и будущего человечества, освобождающий от сиюминутных ограничений того, кто соприкасается с вечным, бесконечным, трансцендентальным началом в самом себе. Суть мандалы заключена не в многообразии и сложности ее символики и деталей, а в ее центре - источнике, из которого вытекает энергия, образующая всю форму. Рост по направлению к целостности – это естественный процесс, который освещает уникальность и индивидуальность человека. Поэтому Юнг называл этот процесс индивидуацией. Юнг писал, что основной мотив мандалы является предчувствием центра личности, родом центральной точки в душе, с которой все связано, к которой все организовано, и которая сама по себе является источником энергии. Энергия центра проявляется в непреодолимом принуждении и желании стать тем, кем каждый является.
В психотерапевтическом смысле работу с мандалами можно использовать для управления своей жизненной энергией, для активизации сил, для освобождения от психотравм, стрессов, депрессий, психосоматических расстройств, экзистенциальных переживаний (конечность бытия, одиночество, вина), хронической усталости, возрастных кризисов. Творческая работа с мандалами может помочь человеку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Потребность рисовать мандалы, особенно во время трудных периодов, возможно, означает, что бессознательное «Я» хочет быть защитником сознательного «Я». Свидетельством этого могут служить каракули, которые зачастую рисуют дети и взрослые в моменты кризиса, когда «Я» полно бессознательного тревожного содержимого. Так, например, мандалами являются, например, те абстрактные рисунки или каракули, которые мы бессознательно рисуем на листе бумаги, пока мы наедине сами с собой, например за чашечкой кофе, на собрании или конференции, которая нам неинтересна, или во время разговора по телефону. Эти рисунки, так или иначе, являются попыткой компенсировать нашу умственную рассеянность и упорядочить наше существование в этот момент. Если мы проанализируем вышеупомянутые рисунки, то убедимся, что основой большинства из них являются простые геометрические фигуры (обычно квадрат, окружность или спираль).
Благодаря своей уникальной концентрической форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться и подходит как для тех людей, которые раньше не медитировали, так и для тех, кто страдает от стресса, напряжений и неспособности концентрироваться. Кто рисует время от времени карандашом или красками или кто помнит, как делал это в детстве, знает, какое удовлетворение приносит творчество.
Это происходит в силу того, что во время рисования мы устанавливаем контакт с нашим внутренним «Я», с нашей интуицией и чувствами — будь то позитивные или негативные чувства, — которые могут нахлынуть на нас во время творческого процесса. Таким образом, исчезает напряжение, мы успокаиваемся, улучшается состояние нашего внутреннего мира. Даже люди, которые не рисовали с детства или которые считают, что они не креативны, также могут понять, что у них есть творческая жилка. Одно из главных преимуществ работы с мандалами – это то, что каждый человек раскрывает себя сам с помощью своего Внутреннего Ребёнка, с помощью созерцания, карандашей, красок и определенного количества свободного времени. Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых.
Также есть и другие возможности применения мандал в актуальных направлениях работы психолога с детьми, подростками и взрослыми, это:
1. При проблемах самооценки;
2. При ощущении внутреннего дисбаланса;
3. Активизация ресурсных состояний личности;
4. При страхе потерять контроль над собой;
5. При пессимизме и депрессии;
6. При психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии;
7. Психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций);
8. При ощущение жизненного тупика;
9. Психокоррекция страхов и тревог;
10. Преодоление кризиса в развитии (возрастные, личностные);
11. Сопровождение адаптации;
12. Семейные ситуации;
13. Психосоматические проблемы;
14. Сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества
15. Повышение концентрации и внутреннего равновесия;
16. Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения;
17. Воспитание терпеливости и аккуратности;
18. Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала.
Цвета, которые выбираются для рисования мандалы, раскрывают много информации о личности обратившегося клиента, который интуитивно склоняется к выбору любимого или актуального для настроения цвета. Этот выбор варьируется в зависимости от душевного состояния человека, а также от этапов жизни. При выборе цвета дети обычно более спонтанны, чем взрослые. Мы не должны забывать, что в младенчестве чувства выражать легче. Это происходит из-за того, что взрослыми движет разум и они большое значение придают эстетическим критериям. Многие подростки, взрослые, которые впервые рисуют мандалу, подавляют как раз это открытое выражение чувств, раздумывают, как можно лучше расположить и выделить цвета, чтобы законченная работа получилась гармоничной и красивой. Но, когда творчество пробуждает Внутреннего Ребенка, начинается сам процесс исцеления. Выбор цвета свободный: как только перед нами мандала в черно-белом цвете, мы выбираем цвет, который нас больше всего привлекает, стараясь не думать во время этого. По мере распределения цвета по рисунку происходит взаимодействие между глазом, рукой и подсознанием. Возможно, в процессе работы возникнет какой-нибудь тон, о котором мы не думали или даже который нам не нравится. Возможно, мы почувствуем раздражение, данный цвет и его значение появятся в мандале тем или иным образом, поэтому мы должны избегать размышлений и позволить цветам возникать самим. Опытный психолог может сделать наоборот: выбрав определенные цвета, с которыми необходимо работать конкретному ребенку, подростку, взрослому. Например, использовать те цвета, которые не нравятся, и проработать конфликтную составляющую или использовать цвета времен года или праздников. С другой стороны, может быть, посмотрев на мандалу в черно-белом варианте, клиент вообще не захочет вообще добавлять цвет. В этом случае можно пофантазировать воображая цвета, которыми можно было бы раскрасить мандалу, или сосредотачиваясь на ее контурах, сочинить сказочную историю, стихотворение для этой фигуры - эта медитативно - ресурсная работа также даст ощущение спокойствия и стабильности.
К.Г. Юнг пытался понять, почему бессознательное столь настойчиво посылает современному европейцу эти древние символы. Такая позиция выражает отношение человека к своей самости – наиболее глубинному и таинственному из всех архетипов. Самость не имеет четких границ и определений, поэтому проявить себя она может лишь при помощи древних магических образов, хорошо известных, но одинаково таинственных и для человека «зари цивилизации», и для сегодняшних путешественников по пространствам своей души.